Шымкентцев ждет сюрприз от тепловиков, антимонопольного ведомства и законодателей. С 1 ноября 2012 года в Шымкенте вводится дифференцированный тариф на тепло.
Введение дифференцированного тарифа не прихоть монополистов, а исполнение закона. Еще 13 января в Закон РК«Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» были внесены изменения, согласно которым с 1 июля казахстанцы будут платить за тепло по дифференциированным тарифам. Так как в Шымкенте плата за тепло производится лишь в отопительный сезон, то южноказахстанцы радость дифференциированной оплаты, в отличие от жителей всей республики, ощутят в ноябре. Плата за тепло будет почти в два раза меньше, если в доме установят прибор учета тепловой энергии. Но есть одно любопытное обстоятельство.
Из полутора тысяч многоэтажек Шымкента прибор учета тепла установлен лишь в одном доме – доме №5 пятнадцатого микрорайона. Чтобы обсудить плюсы и минусы новых законодательных инициатив, журналисты газеты «Рабат» и ТК «Отырар» встретились с домкомом дома №5 Иваном Андреевичем Максимовым и одним из руководителей, теперь уже бывшим, Энергоцентра -3 Абсаттаром Душановым.
«Да, действительно, единственный в многоэтажных домах Шымкента прибор по учету тепловой энергии стоит в доме №5, к нему еще добавился и прибор по очистке. Согласно Постановлению Правительства РК еще три года назад во всех многоэтажных домах должны быть установлены приборы учета тепловой энергии. К сожалению, это постановление не выполняется и приборы нигде не установлены. В нашем доме прибор учета тепла установлен. Он фиксирует температуру на подаче и на обратке, потребленную тепловую энегию. На нем указываются все параметры, которые необходимы при оплате за тепловую энергию», — рассказал Иван Андреевич Максимов.
Обошелся жителям счетчик потребленного тепла почти в две тысячи долларов. Это не всякий дом потянет. В многоподъездной этажке с трехкомнатной квартиры взяли за счетчик в районе семи тысяч тенге. Четырехкомнатная будет оплачивать дороже, а однокомнатная — копейки. Но, как говорит домком Иван Максимов, прибор учета тепла полностью себя окупает за один сезон. И в первую очередь потому, что тепловики недопоставляют тепло в наши дома.
«По данным приборов учета, ТЭЦ 3 ежедневно недодает тепловую энергию. Каким образом? Согласно утвержденному самими тепловиками температурного графика, температура на подаче, при 0 градусов на улице, должна быть 95 градусов и на обратке — 70 градусов. У нас на подаче то, что зафиксировано прибором учета и то, что можно подтвердить распечатками, температура никогда не поднималась выше 70 градусов. То есть, если при температуре на улице минус 15 градусов температура на подаче должна быть 126 градусов. Но и при такой уличной температуре у нас температура на элеваторе дома никогда не поднималась на подаче выше 70 градусов. То есть сразу идет колоссальная недоподача», — привел данные прибора учета тепла домком.
В городе более полутора тысяч многоэтажных домов, и если приведенные домкомом Максимовым данные верны, то на лицо колоссальная недопоставка тепла и незаконное получение денег ТЭЦ 3. Но это все часть проблемы. Другая же ее часть заключается в ответах на вопросы, а кто же все — таки должен заниматься установкой приборов учета, кто должен нести за них ответственность, обслуживать, равно как и поверять приборы учета. «У нас есть закон о естественных монополиях, в котором говорится, что энергоснабжающая организация обязана установить приборы потребления потребителям. И по ним брать оплату. К сожалению, этого не делается. Но идет 100 % начисление», — констатировал Абсаттар Душанов. А уж ему ли не знать, как поступают коммунальщики. «Согласно правительственному постановлению, прибор учета должна взять на обслуживание теплоснабжающая организация. Но несмотря на все мои письма, от ТЭЦ — 3 приходили лишь отписки о том, чтобы я заключал договор на обслуживание с алматинскими фирмами, которые и производят эти счетчики. И теперь в этом отопительном сезоне я не смогу использовать прибор учета тепла, потому что счетчик не прошел поверку. Собирать деньги с жителей, чтобы его сняли, отправили в Алматы на поверку, я не имею права», — рассказал о своих мытарствах домком. По его мнению, чтобы исправить ситуацию необходимо не ссылаться на негреющие стояки, а выполнить требование закона об установке приборов учета во всех высотных домах. А также создать службу по обслуживанию приборов учета на месте, тем самым исключив поездки в столицу.
Абсаттар Душанов обратил внимание на еще одну любопытную деталь: « Закон «О жилищных отношениях» говорит, что за внутренние сети ответственность несет потребитель. За их целостность — да. Но жилец ведь не пойдет в трубу отопления песок засыпать. Откуда этот песок приходит? Он приходит с магистрального трубопровода. У нас что из этого делается? Дается предписание потребителям — готовьте свой дом, вы обязаны сделать промывку своих сетей. Ничего подобного! Кто забил, тот пусть и приходит, и чистит. А согласно закону «О естественных монополиях и регулируемых рынках» — энергопоставляющая организация должна установить счетчики за свой счет и передать их на хранение потребителю. А уже потребитель несет ответственность за целостность прибора учета и его нормальную эксплуатацию. Когда подходит время поверки, тогда уже владелец (читай, энергопоставляющая организация) соответствующим актом снимает прибор учета, делает гос. поверку и устанавливает его вновь. Если потребитель сломал счетчик, то тогда он выплачивает владельцу затраченные на прибор учета деньги».
По рассчетам домкома недопоставка только по одному дому составляет около 30%. В масштабах города — это сотни миллионов тенге. Вот только знание этого никак нас не приближает к выполнению закона и к тому, что до 1 ноября необходимо установить счетчик тепла. И как бы в этой ситуации потребителям вновь не остаться крайними. Ведь они будут оплачивать по дифференцированному тарифу за потребленное и не поставленное тепло и не установленные, по милости коммунальщиков, приборы учета.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=xsA7fGpCxI8[/youtube]