На главную Люди Авторские колонки В Казахстане начала работать статья 164 Уголовного Кодекса РК

В Казахстане начала работать статья 164 Уголовного Кодекса РК

РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩАЯ СТАТЬЯ

Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Неприязнь. Кому как, а мне в связи с этим в первую очередь вспоминается фраза Фрунзика Мкртчана – героя кинофильма «Мимино», сказанная им в суде: «Такую личную неприязнь я испытываю к потерпевшему, что кушать не могу…».
Если серьезно, сегодня на смену тому умилению приходят совсем другие чувства. Слово «неприязнь» «окрасило» прилагательное «социальная». Более того, наш словарный запас пополнился словосочетанием «социальная рознь» и даже «социальная ненависть». Времена, похоже, действительно изменились. Разрыв, точнее – пропасть в материальном достатке людей стала просто разительной. При этом одним недостает ума быть скромнее, не демонстрировать нагло свое стремительно нажитое богатство, а другим не хватает мудрости и терпения спокойно переносить это. Согласитесь, трудно смириться с тем, что ты можешь позволить себе лишь полистать глянцевые каталоги с фотографиями качественных особняков, мебели, авто, клиник, заморских курортов, в лучшем случае – попялиться на витрину, а у других в это же самое время есть универсальный пропуск в этот мир сказочного изобилия – достаточное количество денег.
Вчерашнему «равенству в нищете» противопоставлен блеск жизни долларовых миллионеров и людей, стремящихся стать такими. А рядом с ними живут те, кто работает на них и… готов уничтожить как класс.
Неприятие чужого богатства, точнее общественный протест против методов и способов подобного блиц-обогащения, становится столь очевидным, что с прошлого года в Уголовный кодекс РК были внесены изменения, в частности в статью 164 «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды». Оговорюсь сразу, что тема сегодняшней редакционной колонки посвящена исключительно социальной розни. Жаль, что в УК не дается какого-либо определения понятия «социальная рознь», зато подробно расписано, чем это чревато для граждан. В пункте 1 так и сказано: «…наказываются штрафом в размере до одной тысячи МРП либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет». Еще более суровое наказание – лишение свободы на срок от 7 до 12 лет – предусмотрено за те же действия, повлекшие тяжкие последствия.
На сегодняшний день под следствием по 164-й статье УК РК находятся, как минимум, девять человек. Все дела возбуждены после событий в Жанаозене. Первой по этой статье была осуждена Наталья Соколова, юрист профсоюза нефтяников компании «Каражанбасмунай», представлявшая во время забастовки интересы рабочих. Ее осудили на 6 лет. Позднее, с условием признания вины, приговор Соколовой смягчили до условного срока. Спрашиваете, что требовала эта женщина-юрист? Увеличения заработной платы рабочим-нефтяникам. Потому что в сравнении с запредельными окладами чиновников от нефти они выглядели просто как пособия по безработице.
Если и далее власти будут придерживаться тех же принципов, то под 164-ю статью УК РК у нас могут подвести деятельность любых профсоюзов – уж они-то хотя бы номинально за рост зарплат, за улучшение условий труда, за социальную справедливость. Может достаться и СМИ, к примеру, и РАБАТу с нашим лозунгом «Народ имеет право знать!»
В числе лиц, которым предъявлено обвинение в разжигании социальной розни, – лидер оппозиционной партии «Алга» Владимир Козлов, активист этой партии Айжангуль Амирова, режиссер Болат Атабаев, политики Серик Сапаргали и Жанболат Мамай, а также бывший активист бастующих нефтяников Роза Толеутаева.
Недавно редакция радио «Азаттык» обсуждала тему «социальной розни» с экспертом-юристом Евгением Жовтисом. Известный правозащитник сказал, в частности, что понятие «социальная рознь» относится к одному из видов злоупотребления свободой слова: «При этом если высказанные конкретным лицом слова привели минимум к трем результатам. Первое: был оскорблен человек или социальная группа именно потому, что этот человек принадлежит к этой социальной группе.
Второе: высказанные слова – неважно, в какой форме: в форме статьи в прессе или листовки и так далее – спровоцировали ненависть к этому лицу по принадлежности его к какой-то социальной группе или к этой самой социальной группе.
И третье: эти высказанные слова, опять же неважно, в какой форме, подстегнули и спровоцировали насилие и призывали к насилию. Только в этом случае эти действия могут рассматриваться как уголовно наказуемые».
И что же? А то, что надо быть осторожными. Статья реально заработала, пусть и избирательно. И не говорите, что мы вас не предупреждали.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

РАБАТ № 28 от 11.07.2012 г.

Exit mobile version