Клеветников попросили запастись аргументами

4362
фото из архива
Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Недоброжелатели, завистники, злопыхатели есть практически у каждого из нас. Они были, есть и будут. Этого «добра» всегда в избытке. Такова уж природа человеческая. Недоброжелателей порождает зависть к чужому успеху. А спектр ее безграничен: от размера пенсии (которая у нее больше, чем у меня) до, скажем, марки автомобиля (это ж на какие деньги он его купил…) или числа клиентов (пациентов, учеников и так далее). При этом отдельные граждане не ограничиваются просто высказываниями, демонстрацией недружелюбия. Они идут дальше – стараются опорочить деловую, профессиональную репутацию ненавистного им лица, пишут анонимки, заявления в различные инстанции, вплоть до прокуратуры. Одних подобный направленный навет выбивает из привычной колеи. Другие, более толстошкурые, научились искусно парировать ядовитые уколы клеветы.

В любом случае клевета – это больно, а иногда – просто опасно. Сейчас во мне говорит генетическая память. Многие из нас – потомки тысяч, если не миллионов сначала оклеветанных, а затем репрессированных в 30-е, 40-е и даже в 50-е годы. Для того чтобы быть стертым с лица земли, достаточно было одного доноса соседа ли, коллеги, попутчика в поезде.

В одной из православных молитв есть такие слова: «…избавь меня, Боже, от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои…» Такова цена вопроса.

С 1 января 2015 года вступил в силу Уголовный кодекс РК в новой редакции. В нем много чего нового. В сегодняшней редакционной колонке, как вы поняли, речь пойдет о клевете, точнее, об ужесточении наказания за нее.

Для начала определимся с самим понятием. В 130-й статье УК РК, которая так и называется «Клевета», сказано, что клевета означает распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Теперь за клевету можно даже сесть года на три.

Следом за «Клеветой» в УК идет статья 131 «Оскорбление», то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Здесь можно получить или большой штраф, или «загреметь» на общественные работы.

Появилась в новом законе и статья 274 «Распространение заведомо ложной информации». Здесь штраф – тот же либо ограничение свободы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.

Надо признать, правозащитники надеялись, что статью «клевета» переведут из категории уголовных преступлений в категорию уголовного проступка. Но этого не произошло. Ответственность за клевету только возросла. Ничего страшного в этом не видит замгенпрокурора РК Иоганн Меркель, который еще на стадии обсуждения новой редакции Уголовного кодекса РК заявлял: «Уголовная ответственность, в том числе лишение свободы, за клевету и оскорбления сохранена в 27 странах Европейского союза». Мол, мы чем хуже?

В связи с этим многие мои коллеги в смятении: а как же теперь проводить журналистские расследования, «раскапывать» коррупционные дела? Ведь одно дело, когда дело касается частного лица, и совсем другое – госчиновника, призванного представлять и защищать интересы государства. У нас чиновник или подрядчик, выполняющий на бюджетные средства госзаказ, по определению должен быть в зоне досягаемости критики. А такое внимание к своей персоне он может расценить как клевету и оскорбление.

Когда мы публикуем материал о тех или иных недостатках в работе госчиновников, вопиющем нарушении закона, мы помимо своих аргументов, как минимум, задаемся вопросами, способными прояснить ситуацию. Стараемся не доводить дело до суда, даем чиновнику, подрядчику возможность публично высказаться. Короче, мороки в этом смысле нам, журналистам, прибавилось – опять надо балансировать между законом и вечным желанием «дойти до самой сути».

На что еще стоит обратить внимание? Перед регистрацией заявители обязательно будут предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Сделано это в целях защиты конституционных прав наших граждан от необоснованного уголовного преследования. То есть заявителям надо запасаться доказательствами, аргументами.

И напоследок, теперь в Казахстане за оскорбляющие комментарии в социальных сетях будут наказывать штрафом до 500 МРП. Но это уже другая тема.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама