Подстанции «Северной» пророчили достойную жизнь — полностью обеспечить электричеством новые микрорайоны Шымкента. Вот только теперь оборудование годится разве что на металлолом. К такому выводу пришли эксперты. Более того, спустя годы уже даже неизвестно, откуда его такое завезли. Однако это не помешало рабочей комиссии подписать акт выполненных работ и допустить нерабочий объект к госприемке.
Впервые история с подстанцией наделала шуму в 2007 году. Тогда в СМИ сообщалось о хищениях бюджетных средств в крупном размере, выявленных финансовыми полицейскими.
«Всего из областного бюджета на эти цели было выделено 700 миллионов тенге, – сообщал подробности в бытность пресс-секретарем департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по ЮКО Даурен Тургынбай. – Данная фирма выиграла тендер на строительство подстанции. В прошлом году был выделен первый транш – 111 миллионов тенге. По условиям победитель тендера сначала получает лишь 30 процентов от общей суммы, а затем, вложив свои средства и завершив намеченный объем работ, оставшиеся 70 процентов. Основанием для их выплаты является акт о выполнении работ по форме №2. Так и произошло в данном случае. То есть ТОО получило первоначально 33, а затем и 77 миллионов тенге. Имелся и сам акт, только существовавший в официальных документах объект на самом деле так и не появился…»
Однако на месте принятой в эксплуатацию подстанции ничего похожего на нее в указанном районе полицейские так и не нашли. Более того, как следовало из результатов судебно-строительной экспертизы, на месте вообще отсутствовали какие-либо следы начинавшегося строительства. Еще больший «сюрприз» преподнесла встреча с подписавшим акт чиновником городского акимата: тот даже не смог отыскать принятую под собственноручную подпись подстанцию на карте.
Тогда судебные разбирательства завершились обвинительным приговором в отношении экс-чиновника отдела строительства.
Впрочем, сей факт никоим образом не помешал в дальнейшем выделять следующие транши на строительство этого объекта. Как нам сообщили в городском акимате, до 2009 года на строительство подстанции «Северной» был выделен 1 млрд. 158 млн. тенге. Правда, качеством работы не отличались, потому и подрядчик был признан недобросовестным.
Однако акимат города безучастным наблюдателем не оставался и даже предпринимал попытку вернуть в казну выделенные миллионы, но поддержки в свое время так и не получил.
«Мы дважды обращались с ходатайством в финпол, но финансовая полиция отказала в возбуждении уголовного дела с формулировкой: «В связи с отсутствием состава преступления». Прокуратура выступила с протестом и отменила решение финпола», — рассказывает Бахытжан Аширбеков, заместитель акима города.
Спустя время суд все же наказал подрядчика ТОО «Куаныш-2» за ненадлежащее исполнение условий договора и признал его недобросовестным подрядчиком. Городскому отделу строительства удалось отсудить у него 620 миллионов тенге, правда, все решения выносились заочно. Подрядчик судебные заседания игнорировал.
Во всей этой истории помимо подрядчика и заказчика участвовал еще и технадзор. Похоже, что его все работы на подстанции «Северной» устроили. Вот только теперь надзорные органы будут выяснять, за какое «спасибо» оказывала подрядчику инжиниринговые услуги компания «Туран-Курылыс», львиная доля уставного капитала которого принадлежит государству.
«Технадзор акт выполненных работ подписывал, но все фамилии лиц из технадзора, отдела строительства и авторского надзора, которые подписывали акт выполненных работ, направлены в прокуратуру», — подчеркивает г-н Аширбеков.
111 миллионов — в 2006 году, 180 миллионов — в 2007-м, 154 миллиона — в 2008-м, 760 миллионов — в 2009-м. Каждый год на строительство горемычной подстанции выделялись внушительные суммы. В этом году выделено уже 49 миллионов тенге. Впрочем, этого не достаточно. Для замены оборудования и ввода подстанции в эксплуатацию, по предварительным подсчетам, необходимо еще 900 млн. тенге.
Подстанцию «Северную» должны были сдать в эксплуатацию еще в 2007 году, на дворе — 2012. Однако окончательных сроков ввода так необходимой городу подстанции сейчас не называют.
«В деле этой подстанции ставить точку пока рано, я так считаю», — подытожил Бахытжан Аширбеков.