… Больше всего мне не хватает гор и степи… Безумно скучаю по просторам! Все в Германии хорошо, только вот лес уже поперек горла стоит! А я на Машат хочу. Все пионерское детство там в лагере прошло…
Сергей Бернгардт привык сравнивать все: место жительства, работу, отношения с людьми. Такая уж у него профессия — наблюдать.
ВСЕГДА ЕСТЬ ШАНС СОЗДАТЬ «СВОЕ»
Телеоператор Сергей Бернгардт стал первым в истории независимого телевидения Шымкента профессиональным «камераменом». Сергей закончил Ленинградский институт кино и телевидения как раз в развал Советского Союза. И в северной столице России без жилья и без прописки чимкентцу места не нашлось. Так Бернгардт в 92-ом пришел на шымкентский «5 канал», который в скором времени обрел привычное сегодня название «Отырар.TV».
— Сергей, есть что-то такое, что больше всего запомнилось во время работы на ТК «Отырар» тогда, двадцать лет назад?
Сергей Бернгардт: «Работа без денег и на голом энтузиазме. Все хотели участвовать в новом формате телевидения, что-то создать и заработать. Но при этом все прекрасно понимали, что сначала — «создать», а потом — зарабатывать. Поэтому деньги были не главным стимулом работы. А еще и время было такое — в начале девяностых денег ни у кого не было, продуктов не было, услуг не было… Наверное, у большинства творческих людей, которые получили свободу, деньги отошли на второй план. Лишних часов переработки мы уж точно не записывали! Но все же зарплаты свои помню: рублевые купюры в огромных пакетах. Денег — мешок, а на самом деле — копейки. Но ведь с голоду не умерли…»
Сегодня Сергей Бернгардт — один из самых хорошо оплачиваемых операторов Германии, сотрудничество с известными информационными агентствами просто обязывает считать каждую рабочую минуту.
Сергей Бернгардт: «…Записываю любые сверхурочные, каждые 15 минут — это мои пять евро. В Германии не принято перерабатывать, но если уже так случилось, то неприлично «прощать» заказчику лишнее время. У них так — ты ничего не должен общему делу, а общее дело ничего не должно тебе. Никаких «подарков»…»
Уже много лет Сергей Бернгардт живет в самом сказочном немецком городке Гамельне. Легенда о Крысолове из Гамельна, которая легла в основу сказки братьев Гримм, прославила безвестный городок на весь мир. Гамельн извлекает из этого немалые выгоды. Напоминания о легенде тут на каждом шагу. Фигура Крысолова изображена на церковном витраже рядом с гербом города. В центре Гамельна — скульптура Крысолова. Даже на стене Дворца бракосочетаний изображена сцена из знаменитой сказки. Есть в Гамельне и гостиница под названием «Дом Крысолова». В меню ее ресторанчика фигурируют блюда, от названий которых мороз пробегает по коже: «Убийца крыс», «Крысиные хвосты», «Крысиная кровь»…
Сергей уже привык, что в его городе все сказочное, но признается, что воспринимать такую действительность постоянно — тяжело. Сергей имеет в Гамельне свой собственный дом, там живет его семья. Только мама не согласилась переезжать, поэтому в Шымкенте Бернгардт — частый гость.
Сергей Бернгардт: «Вот в Шымкенте совсем другое дело! Каждый раз, когда я сюда приезжаю, удивляюсь, как меняется город. В Германии бы такого не допустили, а у нас могут построить здание в стиле неоклассицизма, а рядом «приляпать» караван-сарай. Понятно, что так нельзя, но это наше все… Слышал, что генеральный план наконец-то приняли, может, что изменится. Хотя, наш Шымкент был всегда таким разномастным, что у меня серьезные сомнения: удастся ли собрать архитектуру воедино…»
О своей работе известный телеоператор может говорить бесконечно. Правда, по его собственному признанию, по выходу на пенсию новое занятие никак не будет связано ни с камерой, ни с телевидением.
Сергей Бернгардт: «Хорошая камера 12 килограммов весит, натаскался, видать. Оператор — очень ответственное звено в съемочной группе. От картинки зависит, получится ли интересной информация. Оператор должен смотреть и видеть. Камеру на плечо — и ты не только глаза, но и уши. Нужно быть очень внимательным и мобильным, чтобы в нужное время и в нужном месте записать нужные слова. Никто, кроме оператора, этого не сделает».
По мнению Бернгардта, за рубежом культура телевидения особая. Причем у каждого своя. Американцы снимают по-своему, у них свои правила, в Европе совершенно другие критерии, а в Японии вообще противоположные условия работы телеоператора. Короткие планы, длинные, «наезды», повороты или их полное отсутствие, съемка со штативом и без — каждая страна вырабатывает свои правила. Поэтому, когда я спросила о пожеланиях нашему каналу, у Сергея получилось очень узкопрофильно. Хотя и для всех без исключения отечественных телеоператоров.
Сергей Бернгардт: «Ребята, учитесь! Любой творческий человек учится и будет учиться всю свою жизнь. Никогда не поздно, тем более что в Казахстане еще не выработался определенный формат подачи материала, а значит, что у вас есть шанс создать свое! Берите все лучшее у американцев, европейцев, в крупных азиатских агентствах. Для этого ведь даже ехать куда-то не обязательно, главное — внимательно смотреть и сравнивать. Лучшее, интересное, оно всегда обнаружится. И в слиянии этого лучшего и интересного появится новый формат. И вы, «отыраровцы», можете это сделать, как когда-то новое независимое телевидение здесь же в Шымкенте старались сделать мы…»