ВРЕМЯ, КОГДА ДАЕТСЯ ШАНС ВСЕ ИСПРАВИТЬ…
Святки… В привычной нам жизни, ежедневной суете святки воспринимаются как веселые праздничные дни. С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?
А мы что делаем во время святок? Как правило, ходим друг к другу в гости. Но чаще всего проводим святочные вечера просто у телевизора, разглядывая звезд шоу-бизнеса, пугаясь боевиков и сопереживая героям мелодрам… Иногда мы устраиваем домашние праздники, но чаще, наверное, в целях экономии, обходимся банальным ужином на скорую руку. А то и вовсе «худеем» после новогоднего обжорства. Мы стали слишком «взрослыми», слишком занятыми, слишком уставшими.
А ведь святки нам дают столько шансов!
«Давайте начнем с того, что наступившие святки символизируют рождение Господа в этот мир, – поясняет отец Александр, протоиерей Святоникольского кафедрального собора Шымкента. – Мы славим это событие и празднуем. В эти дни мы должны успеть сделать как можно больше доброго. Хочешь, чтобы радости было больше, надо ею делиться, и все хорошее к тебе вернется сторицей. Ведь отдавать всегда приятнее. Нужно ходить в гости, и это не обязательно должно быть застолье, можно просто заглянуть к друзьям на чай со своим сладким. Святочные дни – прекрасный повод помириться. Бывает же такое, что уже и обида прошла, а своих сил не хватает сделать первый шаг. Сделайте его в святки – примирение будет легким…»
А вот для того, чтобы многих обид вообще не происходило, священник рекомендует запомнить одну небольшую историю.
… Больной человек лежал на кровати. Он не мог встать, а жажда томила его. В это время родные все ушли по своим делам. Человек так стонал, что кувшинчик, стоявший на столе, исполнился состраданием к нему. Но как ему, глиняной штучке, дотянуться до больного?
«Дайте мне пить… Пить…», – шептал жаждущий. Жизнь едва теплилась в этом исстрадавшемся теле.
Собрав невероятные усилия, прикатился кувшинчик к постели, прямо под руку больного. Тот открыл глаза и изумился увиденному. Стало ему намного легче. Поднеся кувшинчик к воспаленным губам, человек жадно припал к нему в надежде утолить жажду. Но сосуд был пуст.
Собрав последние силы, больной со злобой швырнул кувшин на пол. Единственный желающий помочь разлетелся на мелкие куски.
Никогда не уподобляй себя этому больному. Не превращай людей, стремящихся тебе помочь, в жалкие куски глины. Пусть даже попытки их тщетны.
«Святочные дни – повод быть милосерднее, – продолжает священник, – причем милосердие – это не только материальная помощь, это не только деньги или кусок колбасы. Понятно, что человеку хочется сразу и много. Находятся люди, которые утверждают, что если все раздашь – будешь прощен, прославишься как милосердный человек. Но так могут единицы, самопожертвование – удел героев. Просто проявляйте милосердие постоянно, и все уложится… Ведь ТАМ не будут спрашивать за то, дорогая или дешевая у вас машина, но спросят, скольких людей вы на ней подвозили даром, из сострадания и милосердия. Не спросят: дворец у вас или халупа, гораздо важнее, сколько людей вы в свой дом приглашали, чтобы накормить и обогреть. Не важно, миллионы или копейки вы зарабатываете, важно – на что вы их тратите…»
Святки продлятся до 19 января, до самого Крещения. И если каждый день мы будем учиться проживать правильно по-человечески и по-христиански, то это войдет в привычку. А привычка жить достойно не имеет противопоказаний…
…Было это очень давно. В одном средневековом городе жил фонарщик. Человек преклонных лет, невзрачный с виду, тихий и кроткий, каждый вечер ходил он по городу и освещал улицы. Маленького роста старичок чиркал спичкой по подошве своего изношенного ботинка, и самый темный переулок становился светлым и оттого уютным. Соседи мало что знали о бедном фонарщике. Им он казался нелюдимым и в чем-то даже странным. Горожане считали его бездельником: «Ну разве не лодырь, – возмущались они, – спит весь день, а ночью на звезды любуется». А дети обзывали полуночным карликом, потому что появлялся старичок на улице только с наступлением сумерек.
Но каждый раз, чиркая спичкой по старой подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте.
Как-то один человек сказал ему: «Как можешь так жить? Ты ведь вскоре вовсе исчезнешь! Пожалей себя, все равно взамен, кроме оскорблений, ничего не получаешь от людей! Несправедливо».
На это фонарщик ответил: «Люди останутся без света, если я перестану делать свою работу. А вдруг кто-то не сможет дойти до дома, заблудившись в темноте? Или того хуже, если кого-то ночью обидят на темной улице. Это разве справедливо? А когда светло, то и людям легче. Нет-нет да и поблагодарит кто-то в душе. А мне большего и не нужно…»
Так и чиркал смиренный старичок по подошве спичкой, становясь все меньше, пока и вовсе не исчез. Этого никто и не заметил. Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни…
Праздником Крещения заканчиваются рождественские Святки. Вечером 18 января все православные отмечают крещенский сочельник. Сочельник проходит в режиме строгого поста – вся семья, как и перед Рождеством, собирается вместе, только вот к столу подают лишь постные блюда, готовятся кутья, кисель, постные блины. Традиция собираться за столом в этот вечер имеет далекие языческие корни. Считалось, что блюда на столе, характерные для поминовения, понравятся «родителям», которые приходят в дома своих потомков накануне Крещения. Обогретые и накормленные предки, помянутые добрым словом, обеспечат процветание в новом году.
Вместе с наступлением крещенских морозов начинается освящение воды. Оказывается, вода святится в два этапа. В первый крещенский день 18 января, после праздничной литургии священники проводят обряд освящения. Эту воду применяют для освящения дома, работы, всего, что окружает людей. В старину этой водой окропляли поля, домашних животных. Считалось, что этот ритуал сохранит и приумножит добро.
А вот уже 19 января вода во всем мире освящается одновременно – удивительным образом сама по себе.
«В Крещение принято окунаться в прорубь, речку, любой открытый водоем, потому что именно в реке Иоанн Предтеча крестил Христа, – рассказывает отец Александр, – но очень хочется предостеречь людей от фанатизма. Зачастую больной человек лезет в ледяную воду, мол, если у меня температура, то она сейчас же спадет… Любая крайность – от беса. Господь милостив, он каждому по вере дает. Истинно верующий человек, может, и получит исцеление, а вот бравада, желание быть как все или даже лучше, смелее всех, никому еще не приносили успокоения. А если вы решили нырнуть в нетрезвом виде, так это вообще кощунство. Не нужно превращать праздник в фарс или даже насмешку, как у нас это зачастую умеют…»
Традицию ныряния в Крещение не нужно путать с таинством крещения в храме. Таинство крещения в православной церкви почти в точности повторяет то, что произошло с Христом два тысячелетия назад на реке Иордан, во всяком случае – внешне. Человека погружают в купель, и он отрекается от дьявола и «сочетается Христу». Это «сочетание», по сути, и есть любовь, присяга в верности Иисусу Христу. Но это и есть главное отличие нашего крещения от того, что принял Христос.
… У одной доброй мудрой старушки спросили:
– Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?
Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое – на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно – рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его…
Елена БОЯРШИНОВА.