Есть такая работа — людям помогать

729
2
Калдыгуль Амангельдиева и Нина Ивановна Горелова


Раннее утро. Погода не обещает больших сюрпризов. Калдыгуль Амангельдиева отправляется к своим старикам, ставшим для нее родными. Кому-то надо купить лекарств, у кого-то навести порядок в доме, кому-то подправить подушки и поменять белье – это ее ежедневная работа.
С социальным работником Калдыгуль Амангельдиевой мы договорились встретиться в четверг. Рабочий день женщины начался с небольшой планерки в отделе социального обслуживания населения на дому. Обсудив проблемы, с которыми подопечные обращаются к ней и в отдел, Калдыгуль вместе с руководителем отдела Шамсией Курышпаевой отправилась в путь. А по дороге рассказала мне о том, как она пришла в эту профессию и почему осталась.
Заработная плата социальных работников невысокая. Иной дворник зарабатывает побольше. Но Калдыгуль говорит, что не может уйти, прикипела к душой к своим подопечным, хотя иной раз, когда казалось, что не выдержит. Социальным работником Калдыгуль стала шесть лет назад, когда в очередной раз пришла в центр занятости в поисках работы. Тогда-то ей, бухгалтеру со стажем, предложили пусть не высокооплачиваемую, но, как тогда объяснили женщине, «непыльную» работу.
«Мне сказали: особой сложности нет, просто будешь два раза в неделю заходить к детям-инвалидам, помогать им. Тогда я не знала, насколько это тяжело. Не физически – морально», – вспоминает Калдыгуль.
Уже после нескольких посещений своих подопечных Калдыгуль захотелось все бросить и уйти. Каждая встреча с детьми отзывалась в душе болью. «Это невыносимо тяжело – видеть детей, чье тело словно изломано физическим недугом. Мне часто вспоминается девочка, которая стала инвалидом из-за нелепой случайности. Выходя из дома, она поскользнулась, упала и сильно ударилась головой. Такая умничка, и вмиг лишилась возможности вести нормальную, полноценную жизнь», – рассказывает моя собеседница.
После реорганизации сеть социальных работников была выделена в отдельное госучреждение. В штате появились педагоги, психологи, и помощь детям-инвалидам стали оказывать специалисты, имеющие соответствующее образование.
А Калдыгуль доверили одиноких пожилых людей.
«Вроде бы, взрослые люди, но с ними тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд. У каждого из них свой характер, свое отношение к жизни. Если один радуется каждому новому дню, другой даже в хорошей погоде на дворе может найти минусы», – улыбается Калдыгуль.
По закону, своих подопечных Калдыгуль обязана посещать два раза в неделю и проводить у каждого по два часа. Но этого ничтожно мало, уверена женщина, а потому и перезванивается со стариками, и, если это необходимо, бросив все дела, несется на другой конец города.
«Бабушка одна себя плохо чувствовала в мой последний приход. Врач выписала ей лекарства, я принесла, помогла ей по дому и ушла, а у самой на душе как-то неспокойно. Вечером звоню – не берет трубку. Так и не дозвонилась до нее. С утра – та же история. А по графику я должна была идти к другим старикам. Позвонила им, извинилась, говорю: так, мол, и так, женщина трубку не берет. Я съезжу к ней, а потом к вам. А они мне: «Да что вы, конечно. Если что, позвоните, а то и мы переживать будем». Приезжаю к женщине, она дверь не открывает. Вызвала чеэсников. Вскрыли квартиру, а она на кухне лежит. Давление у нее подскочило, она упала да так и лежала, не могла пошевелиться. Вызвали врачей, пока давление сбили, пока привели ее в чувство, на часах – пять вечера. В тот день я больше ни к кому не попала, но люди сами звонили, переживали за ту бабушку, желали ей выздоровления», – рассказывает Калдыгуль.

Согласно Закону «О специальных социальных услугах» от 29.12.2008, социальный помощник выделяется детям-инвалидам с психоневрологическими патологиями и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидам старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями и инвалидам I и II групп, лицам, которые не способны к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом.

К слову, по третьей категории есть еще одно условие: это должны быть одинокие люди, чьи дети, если они и есть, живут вне города.
«Когда мы понимаем, что нашему подопечному очень плохо, и врачи предупреждают – готовьтесь к худшему, мы направляем телеграммы родственникам наших стариков. Чтобы они могли хотя бы проститься с родными. Зато потом люди заявляют о своих законных правах на наследство. Я их не осуждаю, у каждого из них свои обстоятельства. Печально другое – невнимание. Бывает, что в праздники и дни рождения мы единственные, кто поздравляет стариков», – вздыхает моя вторая собеседница Шамсия Курышпаева.

Шамсия Курышпаева и Калдыгуль Амангельдиева
Шамсия Курышпаева и Калдыгуль Амангельдиева

Вся служба по оказанию социальной помощи поделена на 6 отделов. За отделом, который возглавляет Шамсия Курышпаева, закреплены 99 пожилых одиноких людей. «И каждого из них мы знаем в лицо, легко узнаем по голосу, ведь это очень одинокие люди, которым иной раз и поговорить-то не с кем. Так и перезваниваемся, общаемся», – говорит она..
Раньше социальным работникам полагалась лишь заработная плата. Проблему с проездом надо было решать самостоятельно. Нетрудно подсчитать, что значительная часть заработка уходила на проезд. Ведь за каждым соцработником закреплены 8-15 человек. К каждому нужно съездить два раза в неделю.
«Только в сентябре мы добились выделения средств на проезд для наших работников. Суммы выходят разные в зависимости от количества подопечных, закрепленных за соцработником», – поясняет Шамсия Курышпаева.
Так, за разговорами мы добираемся до дома, в котором живет Нина Ивановна Горелова. Калдыгуль и Шамсие женщина рада. Они давно уже часть ее семьи.
«Для меня они мои ноги и руки. Я ведь зимой практически не выхожу на улицу. Летом-то тяжело. Пока с пятого этажа спустишься. А у меня целый букет заболеваний. Да что уж тут говорить – возраст. Я очень благодарна моим девочкам – Кате (так на свой лад Нина Ивановна называет Калдыгуль – авт.) и Шамсие. Они такие молодцы. Катей я очень довольна. Всегда придет, по дому поможет, да и не только, убраться. Вот постригла меня на днях, дай бог ей здоровья. Ну а Шамсия – это такой человек… Ведь ни одного праздника не пропустит. Обязательно позвонит, поздравит. А нам разве много надо? Главное – внимание», – говорит Нина Ивановна.
А еще терпение. «У нас разный возраст, психика, настроение. Бывает, и вспылить можем», – признается Нина Ивановна. А Калдыгуль улыбается: «Енешка вы моя».
Социальный работник, Киса (так незатейливо назвала пенсионерка кошку, которую когда-то подобрала на улице) и голуби – вот три главных радости в жизни пенсионерки, труженицы тыла.
«Почему вы работаете социальным работником? Платят по нынешним временам копейки, работа очень сложная. Что вас держит?» – спрашиваю у Калдыгуль и Шамсии.
«Люди», – не сговариваясь, отвечают они. «Как их бросишь? Ведь о них думаешь постоянно, переживаешь за них. Зачастую, кроме соцработников, у них никого нет», – говорит Калдыгуль.
А Шамсия согласно кивает, и в этот момент у нее звонит телефон. «Шамсия, миленькая, плохо мне совсем. Врач лекарство выписал – не дойду я до аптеки, ты уж отправь ко мне девочку», – чуть не плача просит женщина на том конце провода. – «Не переживайте, сейчас я к вам подъеду, – отвечает она и говорит мне: – Нужно срочно ехать».

Перечень документов на организацию надомного обслуживания (документы предоставляются в ЦОН или в уполномоченный орган – собес):
1. письменное заявление получателя услуг либо опекуна;
2. решение местного исполнительного органа о предоставлении социальных услуг;
3. направление уполномоченного органа;
4. копия свидетельства о рождении ребенка или удостоверения личности;
5. справка с места жительства;
6. копия справки об инвалидности либо пенсионного удостоверения;
7. копия выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалидов (для престарелых не требуется);
8. для участников и инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним, – удостоверение, подтверждающее статус.

Круг обязанностей соцработника:
оказание социально-бытовых и услуг гигиенического характера;
обучение членов семьи получателей услуг практическим навыкам индивидуального обслуживающего и санитарно-гигиенического характера;
для престарелых и инвалидов дополнительно:
сопровождение вне дома в пределах одного населенного пункта;
оказание помощи в написании и прочтении писем;
покупка и доставка на дом горячих обедов, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;
помощь в приготовлении пищи;
содействие в топке печей, доставке дров, угля и воды;
сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
помощь в стирке вещей;
содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
помощь в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умерших родственников/законных представителей).

Справка
ГУ «Социальное обслуживание на дому» г. Шымкента – 54-81-86.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама