Издревле лепешки делались круглой формы, и это имело свой особый смысл.
Секрет приготовления лепешек дошел до нас из глубины веков, к счастью, абсолютно не подвергшись изменениям и модернизации.
Секрет приготовления лепешек дошел до нас из глубины веков, к счастью, абсолютно не подвергшись изменениям и модернизации

С 21 по 23 марта казахстанцы отмечают один из самых древних праздников на земле – Наурыз, праздник весны и обновления природы. Для многих народов это символ весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.

По мифологическим представлениям казахов, накануне дня Наурыз-мейрамы по земле ходит счастье, поэтому ночь накануне праздника называли ночью счастья. Наурыз – это день прихода на землю добра, света, когда распускаются цветы, начинают петь птицы, течь ручьи, степь покрывается сочной зеленой травой, на землю спускается Новый год. Наурыз – это время, когда на земле воцаряется добро.

В дни празднования Наурыза готовилось много еды, символизирующей достаток и изобилие. Праздничный дастархан накрывался в каждом доме. До и после трапезы мулла читал молитвы в честь предков. Затем старший по возрасту давал благословение (бата) на то, чтобы год был благополучным.

Застолье в период празднования Наурыза символично: чем больше блюд на столе, тем благополучнее будущее семьи. По традиции для празднования Наурыза хозяйки готовят национальные блюда. Но какой же праздничный дастархан без лепешек?

По законам степи у казахов лепешка и хлеб вообще были безусловной гарантией правдивости и честности. Давая клятву, человек держал в руках Коран и съедал кусочек лепешки. Коран – слово божье, а хлеб – священная еда.

Казахи делили еду на три вида: аќ (белая) – молочные продукты, ќызыл (красная) – мясные продукты и кок (зеленая) – зелень, овощи и фрукты. Высоко ценя хлеб, они не относили его ни к какому из перечисленных видов. Даже хлебные крошки не выбрасывали, а отдавали детям, приговаривая при этом: «Кто ест крошки хлеба, тот станет богатым».

Хлебу казахи отводят особое место в питании и очень высоко ценят его, это святая пища. Бросить хлеб на землю или перешагнуть через него – святотатство. На дастархане ему особое место. Отламывать хлеб одной рукой считается большим грехом.
Приглашенным гостям в первую очередь подают хлеб.

По народному поверью, казах, отправляющийся в дальний путь, должен съесть кусок хлеба, чтобы вернуться назад. Оставшийся хлеб хранится в доме и доедается по возвращении. Об этой примете забывать нельзя.

Издревле лепешки делались круглой формы, и это имело свой особый смысл.
Издревле лепешки делались круглой формы, и это имело свой особый смысл.

Похожие обычаи и у других народов Азии. Каждый, кто хоть раз попробовал узбекскую горячую лепешку, навсегда останется влюбленным в это чудо с хрустящей корочкой, божественно податливой, душистой мякотью и крупицами кунжута, взрывающимися на зубах неповторимым ароматом.

Секрет приготовления лепешек дошел до нас из глубины веков, к счастью, абсолютно не подвергшись изменениям и модернизации. Взять хотя бы форму. Издревле лепешки делались круглой формы, и это имело свой особый смысл. Круглый диск символизировал солнце, ведь без хлеба, как без солнца, нет жизни на земле. Да и в чисто бытовом отношении круглая форма очень удобна – на нее как на своеобразный столовый прибор клали всевозможные яства, что практикуется и по сей день.

Кстати, с ручной формовкой лепешек связан интересный исторический факт. В Средней Азии местное население покупало в основном лепешки частных домашних пекарен, а не государственный буханочный хлеб. Это противоречило идеологическим установкам того времени. И вот в 70-е годы прошлого века Министерство пищевой промышленности СССР поставило перед РосНИИ хлебопечения задачу механизировать производство лепешек. Специалисты института долго работали над машиной, но так и не добились успеха: формовку лепешек все равно можно было делать только вручную. Затею эту тогда, слава богу, бросили. Так традиционная узбекская лепешка однажды защитила себя собственной формой.

Большинство видов узбекской лепешки выпекается в печах особой конструкции – тандырах. Именно тандырная выпечка – один из залогов достижения неповторимых качеств хлеба. Готовые лепешки из тандыра достают через 4-8 минут. Вынимают их из печи с помощью специального совка или варежки в одной руке, и шумовки – в другой. Иногда в процессе выпечки лепешка отваливается от стенки и падает в золу. Такой хлеб считается священным. Существует поверье, что в этот момент в дом вошел святой Хызр и хлеб ему «поклонился».

Знаете ли вы, что традиции, связанные с хлебом, очень похожи у всех народов мира? Чтобы вы, придя в гости, не попали впросак, предлагаем вам подборку традиций и обычаев, связанных с хлебом.

Так, у узбеков право разломить лепешку есть у присутствующего на трапезе старейшины. Он берет лепешки и, разламывая, раздает собравшимся. Лепешки ни в коем случае нельзя резать ножом или класть «лицом» вниз – это неуважение к хлебу. Любое серьезное дело начинается с преломления хлеба. Каждый путник, уходя в дорогу, откусывает кусочек лепешки, оставляя саму дожидаться дома его возвращения. Нет ничего страшнее, чем нарушить клятву, которая произносилась на хлебе.

. Круглый диск лепешки символизировал солнце, ведь без хлеба, как без солнца, нет жизни на земле.
Круглый диск лепешки символизировал солнце, ведь без хлеба, как без солнца, нет жизни на земле.

Во время свадебного обряда родители молодых людей ломают за столом лепешки, что означает помолвку молодых. К слову, похожий обычай был и на Руси. Отправляясь свататься, обязательно брали с собой хлеб, на него клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом. После венчания молодых встречали хлебом и солью. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты.
А вот обычай преломлять хлеб над головой невесты и по сей день существует у некоторых народов Средней Азии. Этот обряд символизирует достаток в будущей семье, поэтому ломают хлеб именно над невестой, будущей хранительницей очага. После совершения ритуала гости могут вручать подарки.

Распространены и свято чтутся и такие лепешечные обычаи – покупают лепешки и вносят в дом только в четном количестве. Если у вас на руках нечетное количество, одну надо разломать и сделать из нее как бы 2 штуки и так вносить в дом. Нечетное количество приносят на поминки или подобные мероприятия (якобы для того, чтобы из этого дома больше никто не ушел).

Согласно древнему суеверию, если перевернуть лепешку или ее кусочек коркой вниз, то это приведет к неудаче. Кроме этого, недоедать и оставлять один кусок хлеба нельзя. Как оберег лепешку клали в изголовье колыбели новорожденного, брали лепешки с собой в дальнюю дорогу, чтобы они охраняли в пути. Еще одна узбекская традиция – если ты приезжаешь в другой город, надо купить хлеб домой.

На Руси существовали следующие поверья, связанные с хлебом: нельзя рукой со стола смахивать крошки хлеба, иначе придется просить милостыню, нельзя вонзать нож в каравай – будешь голодать, нельзя давать хлеб собаке со стола – быть бедным, нельзя, чтобы хлеб лежал вниз коркой, а то случится неудача, нельзя оставлять недоеденным на столе кусок хлеба – заболеешь, нельзя доедать за кем-то хлеб или есть за спиной другого человека – можно забрать его силу и счастье. Когда у человека во время еды валились изо рта крошки, считалось – это к его близкой смерти. Предполагалось, что если парень и девушка откусят от одной булки хлеба, то они обязательно влюбятся. На Руси считали, что судьба человека, его удача, сила и здоровье зависят от обращения с хлебом (буханкой, куском и каждой крошкой).

У славян с давних времен существовал обычай: люди становятся друзьями на всю жизнь, если они преломят хлеб. С хлебом провожали и встречали. Хлебом поминали.

Проходило время, переоценивались и менялись ценности, а отношение к хлебу у всех народов оставалось незыблемым.

Впереди череда праздничных дней. Отправляясь в гости, не забудьте прихватить с собой пару свежеиспеченных лепешек, можете не сомневаться – хозяева такому ароматному и вкусному подарку будут только рады.

Саида ТУРСУМЕТОВА