Каждому из нас ничего не стоит купить с зарплаты яркий мяч и подарить его ребенку, у которого этого мяча нет. А зайти к одинокой соседке-пенсионерке и принести ей граммов двести дорогущих (для нее) шоколадных конфет? Когда проснутся наши в генах заложенные милосердие, потребность делать благо для окружающих и получать от этого радость…
Так исторически сложилось, что на протяжении многих столетий именно благотворительность и милосердие определяли культуру поведения, составляли основу воспитания. Умение жертвовать собой отличало неравнодушных людей. Казахские просветители активно пропагандировали благотворительность, были, так сказать, локомотивами продвижения добрых дел в массы. Благие дела побуждали людей жить активнее, не замыкаться в четырех стенах своего внутреннего Я, быть частью общего.
Еще век назад каждый состоятельный человек, верой и правдой служа Отечеству, считал своим долгом помогать нуждающимся и обездоленным, восстанавливать культуру, помогать молодым талантам, открывая им дорогу в жизнь. Считалось нормой помочь тому, кто нуждается, и как бы ты не жил, что-то, самую малость, всегда найдешь – помочь тому, кто в разы беднее, кто болен или находится уже на излете жизни. Со временем пропало понимание важности благотворительности, когда даже раз в неделю, по любым религиозным канонам простой человек считал своим долгом оказать милость, сделать добро тому, кто рядом…
Двадцатый век стал переломным – отношение к благотворительности сильно изменилось. Советское государство взяло на себя благотворительную деятельность. Поколение постарше помнит и фонд Мира, фонд Ленина, фонд помощи голодающим Африки. Страна помогала всем странам третьего мира: продуктами, одеждой, серьезным финансированием различных сфер. От нас требовались только мизерные взносы, которые в фондах собирались в миллионы.
Развал Союза коснулся и благотворительности. В девяностые помощь уже требовалась не от нас, а нам. И все же тысячи безработных, семьи, живущие за чертой бедности, на редкие благотворительные акции каких-то частных объединений смотрели с большой подозрительностью. Фонды аферистов и мошенников росли по стране как грибы после дождя. И современным обществом постепенно забылось такое понятие, как культура благотворительности. Теперь ее приходится возрождать почти заново.
Частному благотворительному фонду имени Каусбека Турисбекова всего пять лет, но его деятельность, пожалуй, самая яркая в «новейшей истории» благотворительности Южного Казахстана. Фонд Турисбекова хорошо знают воспитанники детских домов по всей области, малообеспеченные семьи Шымкента, дети с ограниченными возможностями.
… Я познакомилась с Бахтияром Тилеукабыловым, вице-президентом фонда Турисбекова, несколько лет назад в коррекционной школе – представители фонда привезли ученикам настольные развивающие игры. Не в знаменательный день. Без всякого повода. Хотя… повод все же был: обращение в фонд завуча по работе с коррекционными классами. Детишки с ограниченными возможностями находятся в школе целый день, а свободное время ребятни, по большей части прикованной к инвалидным креслам, занять нечем – игровая площадка не спасет. По словам завуча, это была не первая просьба, и фонд всегда приходил на помощь.
Сегодня фонд расширил сферу деятельности, изменил принципы работы, стал более открытым для общества. «Культура благотворительности хоть и находится пока в зачаточном состоянии, но она уже есть, – отметил Бахтияр. – И наша деятельность тому пример: очень многие южноказахстанцы готовы сотрудничать, поскольку видят результат, возрождается доверие. Это, пожалуй, самое главное в нашей работе. Хотя и проблем немало».
Главная беда благотворительной культуры в Казахстане – отсутствие законодательных актов. Специалисты говорят, что подобные законопроекты есть, но они постоянно «подвисают» где-то между парламентом и сенатом. Причина серьезная – нет четкого определения благотворительности, нет опыта в подобных делах.
«Таких законов нет не только у нас, но и в России, где сто лет назад тоже было огромное количество благотворителей и меценатов, – рассказывает вице-президент фонда. – И это очень мешает в работе фондов. Многие наши предприниматели готовы к благотворительности и уже принимают участие в различных акциях, но на все нужна отчетность! Как говорится, благие дела делай, а бухгалтерию не забывай. А налоговые послабления за благотворительность – это миф, не больше. Иностранные компании, согласно своему законодательству, средства на благотворительность закладывают сразу в бюджет, поэтому и оказывать помощь они могут более масштабно. У нас в Казахстане пока такого пункта бюджета организации нет. Поэтому в основном помощь оказывают владельцы предприятий из своего кармана. Так проще. А если они и дают деньги к какому-то празднику: в День защиты детей, например, или ко Дню пожилых людей, ко Дню инвалидов, то выкручиваются на свой страх и риск».
На прошедшей в Астане международной конференции благотворителей были озвучены следующие цифры: в Казахстане официально на благотворительные акции тратится 300-400 миллионов тенге в год. В той же Америке ежегодные благотворительные средства составляют 2% от ВВП страны. 90% американцев постоянно оказывают кому-то помощь и считают благотворительность нормой жизни, в Казахстане это число составляет всего 9% от всего населения. Пока статистика не радует.
«Опять же, – акцентирует внимание на проблеме Бахтияр Тилеукабылов, – у нас мечеть построить проще, чем детский сад. Мечеть что: купил участок, оформил на него документы, построил и подарил. С детским садом, школой такие заморочки с разрешениями, что у желающих это сделать просто опускаются руки. А ведь многие крупные предприятия области готовы это сделать. Так и живем, с острой нехваткой детских учреждений, с желанием помочь и законодательным «ни-з-зяя».
Есть у новых благотворителей на юге и своя особенность: если праздник, надо что-то подарить. И 1 июня на детей сыплются подарки, порой им совершенно не нужные, Та же история со стариками и инвалидами. А благотворительный фонд на то и создан, чтобы оказывать точечную помощь, точную. Одним из примеров может послужить подписка на нашу газету – фонд имени К. Турисбекова организовал подписку на второе полугодие в городском отделе занятости и социальных программ: соцработники разносят РАБАТ своим подопечным, теперь РАБАТ читают в доме престарелых, в реабилитационном центре и в санатории «Денсаулык». От фонда газету получает областная библиотека им. Пушкина, подписчиками стали сотрудники детского дома № 3 и детского психоневрологического учреждения.
С помощью детям сложнее. «Прежде чем оказывать помощь, стоит узнать, кто в чем конкретно нуждается, – говорит Бахтияр. – Понятно, что есть мероприятия, которые придутся по душе всем. В загородном лагере «Самал», где отдыхает ребятня из областных детских домов, наш фонд устраивает праздники: театрализованные представления, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, конкурсы. Это такое все общеобразовательное, оздоровительное – в общем, полезное. Это внимание, которое тоже немаловажную роль играет. А вот если желания ребенка исполнять, тут уже все индивидуально».
С открытием летнего сезона загородного отдыха воспитанников областных детдомов в благотворительном фонде имени Каусбека Турисбекова стартовала крупномасштабная акция «Подари ребенку улыбку». Один из ее этапов – исполнение желаний. Все 320 отдыхающих в лагере детей написали письма на специальных бланках «Мое маленькое детское желание». Фонд призывает всех неравнодушных людей помочь с их осуществлением.
«Желания по-настоящему детские, наивные, добрые, – перебирает письма Бахтияр. – Вот некоторые из них: «Очень хочу получить энциклопедию Казахстана на русском языке», «Мне так хочется форму «Манчестер Юнайтед» и книгу Джека Лондона», или «Хочу самое красивое платье», или «А я хочу большой торт для всей моей группы»… Чтобы осуществить эти желания, совсем необязательно быть бизнесменом. Платье, мяч, книга, спортивная форма или велосипед – подарить ребенку такую вещь под силу любой среднестатистической семье. Правда, не просто вручить, а улыбнуться ребенку и поиграть вместе с ним…»
Каждый из нас в детстве о чем-то мечтал, но, проживая годы, мы уходим от наших надежд, просто забываем то главное, что давало нам веру и придавало сил. Вспомните о том, что мечтали создать, кем стать, что привнести в жизнь? И обязательно появятся рядом единомышленники – те, кто тем же живет и так же ощущает мир. Важно верить. Важно созидать и дарить добро.
Чтобы принять участие в акции «Мое маленькое детское желание» и исполнить хотя бы одно желание ребенка, нужно просто позвонить по телефону в Шымкенте 8 (7252) 53-05-24 или отправить сообщение со своими координатами на электронный адрес фонда: miloserdie-2008@mail.ru
Сотрудники частного благотворительного фонда имени Каусбека Турисбекова могут стать вашими «почтальонами», или вы отправитесь к детям вместе с ними. На каждом детском письме указаны данные ребенка, возраст и адрес детского дома.
Елена БОЯРШИНОВА