Кочегар и национальная безопасность

391
Алексей Гончаров
Алексей Гончаров
Алексей Гончаров
Алексей Гончаров

Вымогательство в ЮКО принимает все более курьезные формы, при этом ответственные чиновники не гнушаются никакой мелочью, которую можно поиметь с зависимых от них «бессильных мира сего». И вот тут-то порой их губит неуемная жадность.

Кочегар — должность совершенно не прибыльная и совсем не почетная. Но чтобы устроиться на эту работу в отдел статистики Сайрамского района ЮКО, местный житель вынужден был пообещать, что из 14 тыс. тенге своей зарплаты он будет ежемесячно «отстегивать» начальнику отдела 4 тысячи.

Поначалу так и было, но с приходом кризиса кочегар «задолжал» благодетелю 28 тыс. тенге. Начальник пообещал его уволить.

Бедолаге ничего не оставалось, как пойти в… КНБ. Вымогателя взяли с поличным.

Случай, казалось бы, частный и не более чем курьезный, но на самом деле страшно, когда такими мелочами вынужден заниматься Комитет НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Неужели полиция, по идее, стоящая на страже наших прав и интересов и этого уже не может?

С другой стороны, ситуация бедного кочегара настолько типична для ЮКО, что и в самом деле подрывает НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Учителя платят директорам школ за право быть учителями, врачи платят главным врачам, да что там врачи… Устроиться в больницу санитаркой и то стоит денег.

В таких условиях власть для людей начинает ассоциироваться с несправедливостью, с правом сильного. И когда иной высокий чин публично заявляет, что перед законом все равны, народ просто смеется, хотя и негромко, а как бы соблюдая приличия.

Увы, мы так и не избавились от того двоемыслия, о котором писал Оруэлл в своей знаменитой антиутопии «1984». От того двоемыслия, которое погубило СССР. «Одни слова для кухонь, другие — для улиц, Здесь сбросили орлов ради бройлерных куриц…» — группа «Наутилус» пела это в 1989 году. А разве сейчас что-то стало иначе?

Да, их порой сажают, как того бастыка, с которого мы начали. Хотя еще не факт, что суд его реально наказал.

Но сажают, по сути, не за взятки, не за вымогательство. А за то, что либо «не по чину берут», либо берут и не делают. И вот тогда взяткодатель (лицо тоже, согласно УК, уголовно наказуемое) бежит в КНБ: надули, мол меня, спасайте НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ!!!

Что-то подобное в мировой истории уже было. В середине 19 века чиновники в Персии настолько проворовались, что шах был вынужден ввести налог на взятки и строго указать, кому на какой должности сколько брать можно.

А в результате страна практически утратила свою независимость и была поделена между Англией и Россией.

Наше сознание совсем недалеко ушло от советских карательных стереотипов. «Расстреливать надо, Сталина на них нет!» — и кивают наши сограждане на великого соседа Китай. Вот уж там расстреливают ворюг, вот уж молодцы!

Оставим в стороне вопрос морали, в том смысле, что радоваться чьей-то смерти уже некрасиво. А как эти меры действенны на практике? А никак. В Китае коррупция ничуть не ниже нашей, и воруют там миллиардами, и никакие расстрелы не помогают, и не помогут.

А в Финляндии никого не расстреливают и коррупции практически нет. И таких стран не мало. Да что там Европа… Уж какие коррупционные ребята всегда были в Грузии, а ведь сумел же Саакашвили вычистить свою полицию, которая теперь работает по европейским стандартам. И секрет прост: грузинская полиция попала под гражданский контроль — пара жалоб от граждан, и офицер теряет работу.

У нас тоже все можно сделать очень просто. Посмотрите, в каком доме живет, к примеру, старший специалист такого-то департамента, на какой машине он ездит, и сопоставьте с его зарплатой. Только не надо при этом обращать внимание на то, что дом записан на дедушку-ветерана, а машина на тетушку-доярку…

Помнится, в одном сериале австралийский полицейский загрустил от того, что получил в наследство от дальнего родственника 30 тыс. австралийских долларов. Это чуть больше 15 тыс. американских. Грусть свою он объяснил тем, что ему придется долго объяснять происхождение этих средств службе собственной безопасности.

Реален единственный выход: не берут и не воруют не там, где за это публично вешают, а там, где над мздоимцами есть общественный контроль, там, где есть гражданское общество. Это успешно демонстрируют нам и Европа, и страны Юго-Восточной Азии. Свободный и гордый человек не дает взяток, да их у него и просить не смеют…

А у нас пока ни свободы ни гордости?..

 

Новости партнеров