Согласитесь, получить все необходимые справки, не отпрашиваясь с работы, не тратя время на сумасшедшие очереди в госорганах, – это мечта каждого. Мечта, которая уже стала реальностью. Онлайн-услуги у нас в стране набирают все большую популярность. Если в 2008 году по всему Казахстану было зарегистрировано всего 2340 обладателей электронной цифровой подписи (ЭЦП), то только в августе этого года было выдано 135665 ЭЦП. Люди понимают, настало время бегать по клавиатуре, а не по кабинетам. Именно к этому призывает лозунг электронного правительства.
Как же получить подпись, которая даст право на пользование услугами электронного правительства? Для начала записывайте адрес: www.pki.gov.kz. На этом сайте вы можете подать заявку на регистрацию ЭЦП. Следующий шаг – прийти по одному из 6 адресов, указанных на сайте, и подтвердить получение ЭЦП. После того, как вы станете ее обладателем, открывайте сайт egov.kz и погружайтесь в новый мир, где вам вместо привычного «Не видите, я занят!» ответят: «Уважаемый…, ваша заявка (на получение справки, выписки и т.д и т.п.) получена. Ответ будет предоставлен в течение… (15 минут, одного дня – в зависимости от сроков обработки заявки)».
На портале доступны 70 видов различных услуг. Оказываются они как бесплатно, так и платно. О том, что услуга платная, можно узнать по значку монеты в строке «Услуги».
Сегодня мы расскажем о новшествах, которых на сайте электронного правительства оказалось немало.
НАЛОГИ ЧЕРЕЗ ПОРТАЛ
Так, мало кто знает, что теперь оплатить налоги, не выходя из дома, могут и шымкентцы. Ранее такая возможность предоставлялась только жителям Астаны и Алматы.
На портале доступны платежи:
1. Оплата налога на имущество физических лиц.
2. Оплата пени, штрафа, недоимки за налоги физических лиц.
3. Оплата земельного налога с физических лиц на земли населенных пунктов.
4. Оплата налога на транспорт физических лиц.
О том, каким образом оплачиваются налоги посредством сайта egov.kz, рассказала инспектор ЦОНа Вагила Жанабаева:
«Оплатить налоги можно с помощью платежных карт VISA, Mastercard и Maestro. Только имейте в виду: в целях безопасности проведения интернет-транзакций некоторые банки (Halyk bank, «АТФ Банк», БТА и др.) устанавливают лимиты (пороги) или дополнительные коды на платежных карточках. Поэтому, если у вас возникли проблемы с осуществлением онлайн-платежа, пожалуйста, обратитесь к менеджеру вашего банка. В течение 1 дня можно совершить не более 3 транзакций.
Кроме того, оплатить можно с помощью лицевого счета ДБ АО «Сбербанк». Для этого необходимо наличие ЭЦП НУЦ РК и номер лицевого счета.
Можно оплатить по номерам счетов-заявок, формируемых на портале, через инфраструктуру банков – в расчетно-кассовом отделении банка АО «Евразийский Банк», через банкомат АО «Альянс Банк», в интернет-банкинге, через мобильную систему платежей HandyPay. Но есть одно НО. За каждую квитанцию взимается комиссионный сбор в размере 100 тенге».
Владелец ЭЦП может оплачивать и услуги АО «Казахтелеком» через портал электронного правительства. При этом никакие комиссионные не взимаются.
ПРАВИТЕЛЬСТВО В МОБИЛКЕ
И еще одно из новшеств. Внести оплату можно через мобильное приложение egov.kz, доступное для iOS и Android. К оплате через приложение принимаются платежные карты American Express, VISA и Mastercard всех банков, карты Maestro и Cirrus – только от АО «Казкоммерцбанк».
Оплата происходит следующим образом. Банком на счет казначейства производится перевод денег не позднее дня, следующего за днем проведения оплаты.
Если же сумма была зачислена ошибочно, то порядок возврата определяется в соответствии с законодательством РК (ст. 599-606 Налогового кодекса).
Зачисление на лицевой счет налогоплательщика производится Налоговым комитетом, срок зачисления на лицевой счет составляет 3 рабочих дня со дня списания денег с карточки. Результатом оказания услуги считается электронный чек, который пользователь может найти в разделе «История оплаты» «Личного кабинета».
В своем комментарии Вагила Жанабаева рассказала о мобильном приложении egov.kz для iOS и Android. Скачать его можно, открыв подраздел «Мобильное приложение egov.kz» раздела «Часто задаваемые вопросы» на сайте электронного правительства РК.
Приложения БЕСПЛАТНЫ для использования и дополняются новым функционалом постоянно.
«В мобильном приложении egov.kz доступны следующие виды услуг и сервисов:
– получение адресной справки с места жительства;
– оплата коммунальных услуг;
– постановка и просмотр очереди в детские дошкольные организации;
– оплата штрафов за нарушение ПДД (по номеру машины и техническому паспорту, по водительскому удостоверению, по протоколу);
– получение push-уведомлений о наличии/появлении новых штрафов;
– оплата налога на имущество физических лиц;
– оплата налога на транспорт физических лиц;
– оплата земельного налога с физических лиц на земли населенных пунктов;
– оплата пени, штрафа, недоимки за налоги физических лиц;
– поиск ближайших аптек по лекарственным средствам или ИМН;
– редактирование данных профиля пользователя в «Личном кабинете»;
– оплата государственных пошлин (за получение водительского удостоверения, за получение паспорта и удостоверения личности, за регистрацию по месту жительства).
– список сервисов, реализация которых запланирована в ближайшее время:
– проверка отсутствия налоговой задолженности;
– бронирование электронной очереди в ЦОН», – пояснила специалист ЦОНа.
ЛЕГИТИМНЫЙ ДОКУМЕНТ
«А может ли случиться так, что в том или ином учреждении откажутся принимать выписку с портала электронного правительства?» – интересуюсь я.
«В этом случае госорган или учреждение, отказывающееся принимать выписку с портала egov.kz, нарушает закон, – объяснила Вагила Жанабаева. – Ведь форма адресной справки, полученная через веб-портал электронного правительства, утверждена постановлением правительства Республики Казахстан от 26 октября 2009 года №1669 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Выдача адресных справок с места жительства».
Форма выдачи справки об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, полученная через веб-портал «электронного правительства», утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении стандарта государственной услуги «Выдача сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, выписок из лицевого счета».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 закона об ЭЦП электронный документ, полученный/расположенный на веб-портале электронного правительства (www.egov.kz) (далее – портал), признается равнозначным документу на бумажном носителе. То есть электронный документ равнозначен по юридической силе документу на бумажном носителе, подписанному и имеющему печать государственного органа, и принимается государственными органами и организациями без оговорок.
«Для подтверждения легитимности бумажной копии электронного документа работник банка может самостоятельно проверить наличие электронного документа с использованием функции проверки на портале.
Поэтому адресная справка и справка об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, выданные через портал являются электронными документами, а банки и другие лица обязаны принимать бумажные копии электронных документов в качестве легитимных документов (без дополнительных реквизитов: оттиска печати или штампа и ручной подписи)», – подчеркнула инспектор ЦОНа.
На первый взгляд может показаться, что все так сложно. Но стоит получить только одну справку, чтобы понять, что на самом-то деле все просто. Главное – следовать инструкциям и в случае возникновения вопросов обращаться к консультантам на портале или по телефонам (звонок бесплатный): 1414 – с мобильного или 8-800-080-7777 – со стационарного. И вам пошагово разъяснят, как нужно действовать.
Саида ТУРСУМЕТОВА