«Я хронически больной человек, месяцами нахожусь на лечении – в стационаре, амбулаторно. Хотел бы узнать, каков порядок получения инвалидности№ Что считается основанием для признания инвалидности?» – с таким вопросом обратился в нашу редакцию Болат Шымкенбайулы. За разъяснениями мы обратились к руководителю отдела методологии и контроля медико-социальной экспертизы (МСЭ) департамента по контролю и социальной защите населения по ЮКО Торехану Дауытову.
– Торехан Бекбулатович, сколько в нашей области инвалидов?
– У нас 100200 людей с ограниченными возможностями. С учетом того, что в Южно-Казахстанской области проживает 2703933 человека (данные на 1.06.2013 г.), удельный вес инвалидов составляет 3,6 %, в РК – 3,4 %.
– Кто наделен правом устанавливать инвалидность?
– Государственную услугу населению по установлению инвалидности, степени утраты трудоспособности и определения необходимых мер социальной защиты оказывают один областной, 14 первичных отделов МСЭ, из них два специализированных отдела МСЭ – туберкулезный и психиатрический. Жителей Шымкента обслуживают три городских отдела МСЭ, которые расположены по адресу: улица Диваева, 148. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года №39, постановлением правительства РК от 20 июля 2005 года №750 «Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы».
– Поясните, что является основанием для признания лица инвалидом?
– Для этого необходимо одновременное наличие следующих обязательных условий:
– нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма;
– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
– необходимость мер социальной защиты.
– Каков порядок освидетельствования?
– Сначала надо получить направление медицинской организации на медико-социальную экспертизу. МСЭ освидетельствуемого лица проводится по месту постоянного жительства (регистрации); по месту нахождения на лечении в специализированных учреждениях; в исправительных учреждениях и в следственных изоляторах.
– Какие документы необходимо предоставить?
– К слову, освидетельствование проводится по заявлению самого лица или его законного представителя. Необходимо предоставить 11 документов:
1) форма 088/у (не позднее одного месяца со дня оформления);
2) копия документа, удостоверяющего личность, и подлинник для сверки;
3) копия книги регистрации граждан и подлинник для сверки либо адресная справка, либо справка сельских или аульных акимов. Справка (в произвольной форме), подтверждающая факт содержания лица в исправительном учреждении или следственном изоляторе;
4) медкарта амбулаторного больного для анализа динамики заболевания, копии выписок из истории болезни и результатов обследований;
5) копия свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК) и подлинник для сверки;
6) документ, подтверждающий факт участия в системе обязательного социального страхования, предоставляет лицо, являющееся участником системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления;
7) копия документа, подтверждающего трудовую деятельность (предоставляется лицом трудоспособного возраста при наличии);
8) лист (справка) временной нетрудоспособности (предоставляется работающим лицом);
9) копия акта о несчастном случае по форме Н-1, установленной уполномоченным органом по труду, и подлинник для сверки (предоставляется лицом, получившим трудовое увечье);
10) заключение Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний не позднее двухлетней давности (предоставляется лицом, получившим профессиональное заболевание);
11) документ, выданный уполномоченным органом в соответствующей сфере деятельности, установившим причинно-следственную связь (требуется при определении причины инвалидности, связанной с ранением, контузией, травмой, увечьем, заболеванием).
– Задача МСЭ не сводится к одному лишь установлению инвалидности…
– Да, отдел МСЭ наряду с установлением инвалидности и степени утраты трудоспособности разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидам (ИПР) для определения необходимых мер социальной защиты.
– И в данном случае надо предоставлять документы?
– Да, для разработки и коррекции ИПР инвалидам вне срока освидетельствования, инвалидам без срока переосвидетельствования необходимо предоставлять следующие документы:
- заключение ВКК с указанием основного и сопутствующего диагноза и осложнений, нуждаемость в мерах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- копию справки об инвалидности,
- медицинскую карту больного,
- копию СИК,
- заключение ПМПК, при необходимости детям-инвалидам;
- сведения об условиях и характере труда на производстве для работающих инвалидов.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА