«Переболевший» маслихат

505
Нурлан Бекназаров
Нурлан Бекназаров
Нурлан Бекназаров

Последние сессии гормаслихата прошли достаточно шумно. Стоял вопрос о смене секретаря шымкентского гормаслихата. За разъяснениями причин этого мы обратились к секретарю шымкентского городского маслихата (ШГМ) Нурлану Бекназарову, другим депутатам.

– Какова позиция депутатской фракции НДП «Нур Отан» гормаслихата в обсуждении и решении самых проблемных вопросов? Как объяснить непонятные сторонним наблюдателям нападки руководителя фракции Бекайдара Тулегенова в адрес некоторых коллег? Ведь не случайно прозвучал на сессии вопрос депутата Гульнар Курманбековой, адресованный Б. Тулегенову: «Вы боретесь за интересы народа или кресло секретаря?»

– Действительно, в последние 3-4 месяца в маслихате произошли инциденты, не красящие маслихат как местный орган представительной власти. Всего же за время своей работы ШГМ пятого созыва провел 26 сессий маслихата. На них принимались решения, направленные на развитие Шымкента. Весь депутатский корпус, в том числе и члены фракции НДП «Нур Отан», работали с исполнительным органом власти как одна команда. И результаты были хорошие. Несколько раз в сессиях принимал участие аким области, председатель ЮКОФ НДП «Нур Отан» Аскар Мырзахметов. Он давал высокую оценку работе сессий.

По поводу нападок руководителя фракции Б. Тулегенова в адрес некоторых коллег лучше спросить у него самого и у тех, кто подвергся его нападению. Согласно правилам депутатской этики Тулегенов не должен был допускать всевозможных интриг, тем более выступать в роли их главного инициатора. И вопрос Курманбековой Тулегенову прозвучал не случайно.

– Что скажете о последнем заявлении депутата Н. Джарболова, о каком изменении состава постоянных комиссий, на котором он настаивал, идет речь? Почему вдруг на сессии возник вопрос о досрочном прекращении полномочий секретаря шымкентского гормаслихата?

– Да, 19 депутатов маслихата подписали письмо на имя председателя сессии Ж. Омарова с просьбой созвать внеочередную сессию на основании предложений, поступивших от членов фракции НДП «Нур Отан» о внесении изменений в состав постоянных комиссий маслиахата. И Ж. Омаров 20 июня 2013 года поручает мне созвать внеочередную сессию, причем не имея для этого никаких оснований. Тем самым он нарушил ЗРК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и регламент маслихата. Потому что официального заявления и обоснованного предложения ни мне, ни в маслихат от депутатов не поступало.

Нуриддин Джарболов
Нуриддин Джарболов

Нуриддин Джарболов, депутат: «У нас все нормализовалось, нет никакой конфронтации. Демократия есть демократия! Работаем в штатном режиме».

Пять постоянных комиссий, куда входят все депутаты маслихата, были избраны и утверждены на первой сессии маслихата 24 января 2012 года. Все они в марте 2013 года отчитались о проведенной работе за 2012 год, их деятельности была дана положительная оценка. Вопрос о внесении изменений в состав или о переходе депутата из одной в другую комиссию не ставился. То есть оснований для созыва внеочередной сессии по этому вопросу не было. Об этом официально в письменном виде я дал разъяснения председателю сессии Ж. Омарову.

Позднее Ж. Омаров подписывает и приносит в маслихат письмо о созыве внеочередной сессии маслихата и включении в повестку дня вопросов о внесении изменений в состав комиссии, о досрочном прекращении полномочий секретаря и об избрании секретаря маслихата.

К своему письму Ж. Омаров приложил выписку из протокола без даты совместного заседания политсовета ГФ НДП «Нур Отан» и депутатской фракции НДП «Нур Отан», где было буквально написано: в целях улучшения работы внести предложения об изменении состава постоянных комиссий маслихата и за допущенные недостатки в организации работы маслихата, и на основании статьи 3 устава НДП «Нур Отан» за действия (бездействия), дискредитирующие партию, или иные действия (бездействия), наносящие ущерб интересам партии, внести предложение об освобождении Н. Бекназарова с должности секретаря маслихата.

Несмотря на то, что представленные письмо и копия постановления не могли служить законным основанием для созыва сессии и всестороннего и коллегиального рассмотрения этих вопросов, было организовано заседание председателей постоянных комиссиий с участием секретаря и председателя сессии маслихата по обсуждению данных вопросов. После долгих обсуждений было единогласно принято постановление о незаконности и необоснованности поступивших предложений, о чем был составлен протокол, и все депутаты маслихата были ознакомлены с ним 12 июля 2013 года во время внеочередной сессии.

На той же сессии я попросил всех депутатов остаться и, объяснив сложившуюся ситуацию, сказал своим коллегам, что если я как секретарь маслиахата не устраиваю вас, то я за кресло не держусь, и если любой из вас скажет мне в лицо об этом, я готов уйти без всяких сессий, разборок и разделений. После выступил Е. Сатканбаев и сказал, что ко мне никаких претензий нет, и все коллеги его поддержали. Там же присутствовали Б. Тулегенов и Н. Джарболов.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос о внезапности возникновения предложения Н. Джарболова, хочу пояснить, что существуют законы и регламент, чтобы маслихат принимал законные решения. Решения до принятия выносятся и обсуждаются на постоянных комиссиях. И только после полного одобрения рассматриваются на сессии на основании предложений депутатов. Они должны выражать волю населения, учитывать общегосударственные интересы, а не чьи-то личные или корыстные.

– Нурлан Кудиярович, что вы можете сказать по замечаниям со стороны Енбекшинского и городского филиалов НДП «Нур Отан»?

– Мне бы не хотелось об этом говорить, но после всего произошедшего действительно кое-что нужно объяснить… В своем интервью в газете «Уакыт» №25 (076) от 5 июля 2013 года председатель ГФ НДП «Нур Отан» открыто говорил о нашей личной встрече, состоявшейся 17.06.2013 года, где он предложил мне уйти с должности секретаря маслихата, подсказав, что у меня есть два пути – уйти самовольно и тихо либо с шумом, скандалом, подняв общественность. Мне было очень тяжело и обидно слышать все это. Я спросил У. Мелдеханова, какие ко мне претензии от партии как к секретарю маслихата и как к члену партии. На каком основании я должен оставить пост, мне абсолютно непонятно. И советовался ли он с моими коллегами-депутатами. На что он ответил, что это его личное решение.

С Умерзаком Мелдехановым у меня в последние годы сложились теплые, дружеские отношения, построенные в рамках решений вопросов, связанных с НДП «Нур Отан» и деятельностью фракции партии в маслихате. В основном их реализация шла согласно уставу, программным целям партии.

Под его руководством вместе организовали работу городского штаба по проведению выборов Президента РК в 2011 году, выборов депутатов Мажилиса и маслихатов в 2012 году.

Я с 2001 года являюсь членом НДП «Нур Отан» и за все это время как член партии не получал никаких партвзысканий, а наоборот – за проявленную активность помимо госнаград в 2011, 2012 гг. дважды получил благодарственные письма от Президента РК, председателя НДП «Нур Отан» Н. Назарбаева.

Нургазы Бухарбаев
Нургазы Бухарбаев

Нургазы Бухарбаев, депутат: «Да, вначале никто толком не понял, почему и кому нужно было снимать с поста секретаря гормаслихата Бекназарова. Говорили, что якобы это во фракции решили. На первом заседании 14 человек проголосовали «за», один я высказался против, потому что не понимал – почему? Тогда меня жестко прервал У. Мелдеханов. Городской филиал НДП «Нур Отана» вынес решение об исключении Бекназарова из членов партии якобы за то, что он отдалился от партии. Позднее областной филиал НДП «Нур Отана», разобравшись во всех доводах, оказавшихся на поверку незаконными, отменил решение городского филиала….
Я не слишком удручен теми «шумными» сессиями. Может, даже хорошо, что состоялся такой бурный обмен мнениями. Это эволюционный процесс. Мы переболели. И кое-кто понял, что манипулировать нами в своих целях и интересах не получится! В случае несогласия по принципиальным позициям не надо ставить человека в тупик вопросом: «Ты что, против партии?» Подразумевая при этом себя. Нельзя манипулировать этим. Все-таки наши депутаты оказались стойкими, продемонстрировали свою политическую зрелость. А главное, поняли, что партия – это вовсе не мнение одного человека, пусть и председателя городского филиала. Партия – это прежде всего устав. Партия нацеливает нас работать для и в интересах народа. Я – за «Нур Отан»! Но партия не говорит нам, что надо рубить с плеча. Зачем нам менять секретаря маслихата, если он грамотно, добросовестно выполняет свои обязанности?»

При избрании секретарем маслихата пятого созыва получил единогласную поддержку коллег, в том числе 26 депутатов, являющихся членами НДП «Нур Отан», и по сегодняшний день ко мне как к секретарю маслихата замечаний не было. То есть оснований и фактов для досрочного прекращения моих полномочий, как писали в СМИ, не было.

Роза Пак
Роза Пак

Роза Пак, депутат: «Моя позиция – депутаты должны заниматься делом. Они не вправе забывать об интересах народа, избравшего их. Для исполнительной власти мы должны быть рычагом, помогать им в решении насущных проблем города и его жителей. Наши личные амбиции, разбирательства не должны мешать делу. Помню, когда я была депутатом 1-го и 2-го созывов, мы рассматривали-распределяли бюджет города, не доходивший и до одного миллиарда тенге! Тогда было мало денег, но больше дел… Граждане шли в депутаты, надеясь с этой общественной платформы сделать максимум полезного для страны и ее граждан».

Что касается разговора с У. Мелдехановым, мне кажется, что его дезинформировали некоторые партийные «руководители», представив сфабрикованные и неподтвержденные факты в отношении моих действий и выступлений, связанных с партией.

– Какую оценку намерен дать депутатский корпус маслихата поведению депутата Жомарта Омарова, председателя 25-й внеочередной и 26-й очередной сессий, которые он должен был вести? Ведь он отказался от проведения 25-сессии и внес путаницу в работу 26-й сессии.

– К глубочайшему моему сожалению, произошел неприятный инцидент, который совершили несколько граждан, воспользовавшись, самое обидное, именем НДП «Нур Отан», возглавляемой Н. Назарбаевым.

Несколько раз предлагал председателю НДП «Нур Отан» Енбекшинского РФ М. Юсупову, депутатам Б. Тулегенову и Ж. Омарову не ронять авторитета перед обществом, не переходить границы человечности, а самое главное – не злоупотреблять положением в партии и в маслихате, используя их в личных целях.

Гульнар Курманбекова
Гульнар Курманбекова

Гульнар Курманбекова, депутат: «Шумным» сессиям поставлена точка. Не секрет, что хотели убрать секретаря маслихата. Когда идет подобная неразбериха, какие-то разбирательства между депутатами, о каком нормальном рабочем процессе может идти речь? Это мешает работе! Хорошо, что все разъяснилось. Между нами не должно быть недомолвок. Мы не должны забывать о главном: в маслихате – представительном органе власти – мы выражаем и защищаем интересы народа, избравшего нас для этого».

К сожалению, вместо взаимопонимания Енбекшинский РФ НДП «Нур Отан» принял без каких-либо оснований постановление об исключении меня из членов партии. Впоследствии оно было признано недействительным постановлением бюро политсовета ЮКОФ НДП «Нур Отан», и я благодаря принципиальному и справедливому решению членов бюро ЮКОФ партии, возглавляемого акимом области А. Мырзахметовым, остался в рядах партии.

Но и на этом они не успокоились! Председатель Енбекшинского районного филиала М. Юсупов, председатель сессии Ж. Омаров и руководитель фракции Б. Тулегенов написали заявление прокурору ЮКО, в департамент юстиции о том, что я не включил предложенные депутатами вопросы в повестку дня, злоупотребляю служебным положением, поэтому просили привлечь меня к уголовной ответственности и отменить решение гормаслихата. Их заявления были рассмотрены, и от соответствующих органов был получен ответ, что все мои действия были совершены в рамках закона.

Что касается вопроса оценки поведения депутата, председателя сессии Ж. Омарова. Он своим недостойным поведением как депутат маслихата и председатель сессии несколько раз нарушил закон и регламент. Кроме этого в маслихат и горизбирком поступило несколько заявлений от предпринимателей и избирателей о ненадлежащем исполнении своих депутатских полномочий Ж. Омаровым. Конечным результатом его безответственности и некомпетентности стало ведение им как председателем последней 26 сессии маслихата, где чуть ли не были нарушены закон и регламент.

В связи с этим по инициативе депутатов я направил письмо в городской территориальный избирком и постоянную комиссию по вопросам депутатских полномочий, этики, административно-территориального устройства с просьбой рассмотреть вопрос о выполнении своих депутатских обязанностей Ж. Омаровым.

Могу с уверенностью заявить: все произошедшее не отразится в дальнейшем на работе маслихата и на исполнении своих депутатских полномочий моими коллегами, которые вместе со мной, показав единство, с достоинством вышли из положения.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама