Занемог мой друг и однокашник – гордость школы, наш казахстанский Стив Джобс. Поскольку заболевание было онкологическим, а значит – длительным, весной он переехал из столицы в родной Шымкент.
Его отзывы об уровне квалификации наших врачей были неплохими: «В Астане аппаратура покруче, а так все то же самое». Держался бодрячком. А в начале лета позвонил и сказал, что на досуге взял и внимательно прочел «от и до» прописанные ему назначения, в частности, увидел запись: «Показана паллиативная помощь». В интонации Жанаса была какая-то обреченность: «Ты понимаешь, это все, оказывается, я умираю…» Верить в это попросту не хотелось. Спустя 40 дней после его смерти я пытаюсь вникнуть в суть выражения «паллиативная помощь» и понять, чему она помогает – жизни или смерти.
Итак, паллиативная помощь – это помощь больным, находящимся в состоянии, называемом в народе «медицина бессильна». То есть болезнь развилась настолько, что лечение уже не дает положительного эффекта. Многие из нас сталкивались с ситуациями, когда врачи настоятельно рекомендовали близким забрать больного из стационара: мол, все, что могли, мы уже сделали, крепитесь, будьте готовыми, и так далее. И вот больной дома. Что делать дальше, если учесть, что вы не медик? Как свести к минимуму его страдания? Прежде всего, держать связь с лечащим врачом, с поликлиникой, к которой относитесь. Терапевты (онкологи, гинекологи и т.д.) обязаны оказывать симптоматическое лечение, проводить терапию для купирования боли или смягчения симптомов заболевания. Почти у всех принимаемых лекарств есть побочные эффекты. К примеру, Жанас из-за них стал плохо слышать…
Запомните пять основных принципов паллиативной помощи. Первый – утверждение жизни и рассмотрение смерти (умирания) как естественного закономерного процесса. Второй – отсутствие намерения продлить или сократить срок жизни. Третье – повышение качества жизни умирающего больного. Четвертый – облегчение страдания, в том числе уменьшение физической боли. Пятый – создание таких условий, которые позволили бы больному, насколько это возможно, активно прожить последние дни.
Во многих развитых странах паллиативная помощь оказывается в хосписах. В Казахстане в настоящее время действует всего шесть таких учреждений – в Алматы, Павлодаре, Караганде, Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Костанае. По словам главного врача Южно-Казахстанского онкологического диспансера Нургали Орманова, в Шымкенте строительство хосписа запланировано на 2015 год. Хоть какая-то определенность…
По большому счету, паллиативная помощь – одно из основных прав современного человека. Это не только право умирать без боли, право на облегчение физических страданий, но и помощь в решении психологических, правовых и духовных проблем. Мы не Бельгия, в которой 11 лет назад была узаконена эвтаназия (практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием). Наши культура и традиции не позволяют столь радикально прекращать невыносимые страдания больного. В Казахстане пока нет даже стандартов оказания паллиативной помощи. У нас, как и прежде, каждый умирает в одиночку.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА