В залах театра репетиции. В самом разгаре подготовка к Новому году. Веселые куклы и их кукловоды уже с двадцатого декабря разъедутся на гастроли – дарить каждому ребенку веру в сказку и новогоднее чудо. Пока только репетируют, где-то блестяще, где-то с ошибками, но все равно весело, с не присущей взрослым непосредственностью. Кажется, что все куклы – живые…
Сразу после строительства детской железной дороги, открытия дендропарка и зоопарка в Шымкенте для детей было решено организовать еще и кукольный театр. И уже в августе 1983 года в городе начала собираться труппа артистов-кукольников. А в феврале 1984 года они выпустили первый кукольный спектакль «Кукареку» по пьесе Г. Ландау. На спектакли театра ходили семьями, ни один месяц не обходился без выездных постановок: детские сады и школы с нетерпением ждали любимых кукольных героев.
«В те годы очень много внимания уделялось детям, – вспоминает нынешний художественный руководитель театра Антонина Малюченко, работающая в кукольном театре со времени его основания, – тогда, в начале восьмидесятых, Асанбай Аскаров, с чьей подачи и был основан кукольный театр, считал, что развитие ребенка надо начинать с самого рождения. И дети действительно привыкали к театру, ждали каждую премьеру. Родители с удовольствием подключались. И можно сказать, что мы растили зрителя для взрослых театров, потому что, вырастая, эти дети «переезжали» в драматический театр уже ценителями живой игры, не отснятых на пленку, а здесь и сейчас переживаемых эмоций. Это очень важно».
За годы работы кукольный театр поставил более ста спектаклей, среди них и исключительно кукольные – для совсем маленьких зрителей, и смешанные, где наравне с куклами, причем разной формации, выступают и актеры-люди, и самые настоящие детские мюзиклы – с танцами и хореографическими постановками. И это при том, что две труппы театра – казахская и русская – насчитывают всего шестнадцать человек!
«Мы миновали даже девяностые годы прошлого столетия, когда на театральных сценах было больше людей, чем в залах, – рассказывает Антонина Малюченко. – Причем мы не просто выживали, наш театр жил по тем временам очень даже неплохо. Наверное, потому, что дети в любое время любят сказки. Да, многие родители с трудом добывали средства к существованию, но ребенку же не объяснишь, что в трудный период сказок не будет. Сказку малыш ждет всегда. Цена билета у нас и по сей день чисто символическая, а в те времена билетик стоил копейки. И люди шли…»
Пережил кукольный театр и многочисленные выселения. Завладеть старинным зданием бывшего Никольского собора желающих было хоть отбавляй. Отбились. Директор театра Марта Ташенова суеверным человеком себя не считает, но очень серьезно относится к легенде, которая рассказывает об уходе церковнослужителей из храма после революции. Рассказывают, что во время выселения собора священники написали письмо народным депутатам с прошением отдать это здание в пользование детям. И что немаловажно: прошение было написано предельно вежливо, но со скрытым ультиматумом – или дети будут в храме жить, заниматься, или никто… Городской дом пионеров после развала Советского Союза оставил все кукольному театру.
Сегодня кукольный театр – обладатель огромного количества наград и дипломов, завоеванных как на республиканских, так и на международных конкурсах. Ежегодно выпускается шесть новых спектаклей, вместе с тем маленькие зрители видят и постановки, на которых выросло не одно поколение. Но формат театра постепенно меняется, становятся все более популярными спектакли для семейного просмотра.
«Чисто кукольный спектакль нашим продвинутым детям уже не интересен, – делится мыслями Антонина Малюченко, – необходимо соединять разные жанры. Это и пантомима, ростовые куклы, спецэффекты. И артистам приходится меняться, совершенствоваться. Когда мы начали репетиции «Сказки о любви», не вся труппа восприняла постановку однозначно. Мол, как это я без куклы! Наверное, было трудно кукловоду в балетной пачке танцевать. Но мы продемонстрировали наш потенциал, показали зрителю, что кукольный театр – это не просто детские глупости, несерьезность какая-то. Кукольный театр – это та же драматургия, та же стопроцентная эмоциональная выкладка, такой же взрослый труд перевоплощения! И все желающие могут увидеть спектакль «Сказка о любви» уже в январе в нашем театре».
Зал кукольного театра вмещает непривычно мало зрителей. Оказывается, кукольникам много и не надо. Во-первых, зритель постоянен. Это на входе он может быть другим, капризным, непослушным, а когда входит в зрительный зал – меняется. Тут все сидят, раскрыв рты. Правда, иногда родители смотрят спектакли более увлеченно, чем дети. Ребенок что-нибудь требует, а взрослый ему: «Подожди, дай досмотреть»…
А во-вторых, кукольный театр всегда был камерным, и к большим залам стремиться нет надобности. Здесь важнее близость к ребенку.
…В театре куклы везде. Они главные. Маленькие, большие, огромные – под потолок. Одни сидят, другие стоят, третьи свешиваются со стен. Симпатичные и страшненькие, улыбающиеся и плачущие. После репетиций и спектаклей тихо, куклы молчат. Каждая из них прячет за своей кукольной маской свою историю: веселую или грустную, страшную, может быть, а, может, и романтическую. Куклы знают всю историю театра, но они ничего не расскажут, пока в руки их не возьмет артист – голос и душа каждой из них.
Елена БОЯРШИНОВА