Взрослая игра в куклы. История шымкентского кукольного театра

521
За годы работы кукольный театр поставил более ста спектаклей
За годы работы кукольный театр поставил более ста спектаклей
За годы работы кукольный театр поставил более ста спектаклей

В залах театра репетиции. В самом разгаре подготовка к Новому году. Веселые куклы и их кукловоды уже с двадцатого декабря разъедутся на гастроли – дарить каждому ребенку веру в сказку и новогоднее чудо. Пока только репетируют, где-то блестяще, где-то с ошибками, но все равно весело, с не присущей взрослым непосредственностью. Кажется, что все куклы – живые…

Сразу после строительства детской железной дороги, открытия дендропарка и зоопарка в Шымкенте для детей было решено организовать еще и кукольный театр. И уже в августе 1983 года в городе начала собираться труппа артистов-кукольников. А в феврале 1984 года они выпустили первый кукольный спектакль «Кукареку» по пьесе Г. Ландау. На спектакли театра ходили семьями, ни один месяц не обходился без выездных постановок: детские сады и школы с нетерпением ждали любимых кукольных героев.

«В те годы очень много внимания уделялось детям, – вспоминает нынешний художественный руководитель театра Антонина Малюченко, работающая в кукольном театре со времени его основания, – тогда, в начале восьмидесятых, Асанбай Аскаров, с чьей подачи и был основан кукольный театр, считал, что развитие ребенка надо начинать с самого рождения. И дети действительно привыкали к театру, ждали каждую премьеру. Родители с удовольствием подключались. И можно сказать, что мы растили зрителя для взрослых театров, потому что, вырастая, эти дети «переезжали» в драматический театр уже ценителями живой игры, не отснятых на пленку, а здесь и сейчас переживаемых эмоций. Это очень важно».

За годы работы кукольный театр поставил более ста спектаклей, среди них и исключительно кукольные – для совсем маленьких зрителей, и смешанные, где наравне с куклами, причем разной формации, выступают и актеры-люди, и самые настоящие детские мюзиклы – с танцами и хореографическими постановками. И это при том, что две труппы театра – казахская и русская – насчитывают всего шестнадцать человек!

«Мы миновали даже девяностые годы прошлого столетия, когда на театральных сценах было больше людей, чем в залах, – рассказывает Антонина Малюченко. – Причем мы не просто выживали, наш театр жил по тем временам очень даже неплохо. Наверное, потому, что дети в любое время любят сказки. Да, многие родители с трудом добывали средства к существованию, но ребенку же не объяснишь, что в трудный период сказок не будет. Сказку малыш ждет всегда. Цена билета у нас и по сей день чисто символическая, а в те времена билетик стоил копейки. И люди шли…»

Пережил кукольный театр и многочисленные выселения. Завладеть старинным зданием бывшего Никольского собора желающих было хоть отбавляй. Отбились. Директор театра Марта Ташенова суеверным человеком себя не считает, но очень серьезно относится к легенде, которая рассказывает об уходе церковнослужителей из храма после революции. Рассказывают, что во время выселения собора священники написали письмо народным депутатам с прошением отдать это здание в пользование детям. И что немаловажно: прошение было написано предельно вежливо, но со скрытым ультиматумом – или дети будут в храме жить, заниматься, или никто… Городской дом пионеров после развала Советского Союза оставил все кукольному театру.

Сегодня кукольный театр – обладатель огромного количества наград и дипломов, завоеванных как на республиканских, так и на международных конкурсах. Ежегодно выпускается шесть новых спектаклей, вместе с тем маленькие зрители видят и постановки, на которых выросло не одно поколение. Но формат театра постепенно меняется, становятся все более популярными спектакли для семейного просмотра.

«Чисто кукольный спектакль нашим продвинутым детям уже не интересен, – делится мыслями Антонина Малюченко, – необходимо соединять разные жанры. Это и пантомима, ростовые куклы, спецэффекты. И артистам приходится меняться, совершенствоваться. Когда мы начали репетиции «Сказки о любви», не вся труппа восприняла постановку однозначно. Мол, как это я без куклы! Наверное, было трудно кукловоду в балетной пачке танцевать. Но мы продемонстрировали наш потенциал, показали зрителю, что кукольный театр – это не просто детские глупости, несерьезность какая-то. Кукольный театр – это та же драматургия, та же стопроцентная эмоциональная выкладка, такой же взрослый труд перевоплощения! И все желающие могут увидеть спектакль «Сказка о любви» уже в январе в нашем театре».

Зал кукольного театра вмещает непривычно мало зрителей. Оказывается, кукольникам много и не надо. Во-первых, зритель постоянен. Это на входе он может быть другим, капризным, непослушным, а когда входит в зрительный зал – меняется. Тут все сидят, раскрыв рты. Правда, иногда родители смотрят спектакли более увлеченно, чем дети. Ребенок что-нибудь требует, а взрослый ему: «Подожди, дай досмотреть»…

А во-вторых, кукольный театр всегда был камерным, и к большим залам стремиться нет надобности. Здесь важнее близость к ребенку.

…В театре куклы везде. Они главные. Маленькие, большие, огромные – под потолок. Одни сидят, другие стоят, третьи свешиваются со стен. Симпатичные и страшненькие, улыбающиеся и плачущие. После репетиций и спектаклей тихо, куклы молчат. Каждая из них прячет за своей кукольной маской свою историю: веселую или грустную, страшную, может быть, а, может, и романтическую. Куклы знают всю историю театра, но они ничего не расскажут, пока в руки их не возьмет артист – голос и душа каждой из них.

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама