Похоже, в конце февраля Шымкент ждет поистине историческое событие. Верится с трудом, но специалисты, не без слов «чтоб не сглазить» и троекратного «тьфу-тьфу-тьфу», обещают запустить мусороперерабатывающий комплекс. Монтаж необходимого оборудования завершен. 15 февраля здесь ждут специалистов из Москвы, которые проведут пусконаладочные работы и пробный пуск производства по переработке твердых бытовых отходов (ТБО).
Замах на 10 лет
Впервые вопрос строительства в городе мусороперерабатывающего комплекса был поднят почти 10 лет назад. Сначала не могли определиться с местом строительства. Потом долго искали технологию, по которой будет перерабатываться мусор. Когда решили эти вопросы, занялись поиском инвестора. 2007 год в этом плане можно назвать историческим – компания, желающая вложить немалые средства в строительство, нашлась – «Технологии-21». А потом, на протяжении четырех лет, решались так называемые оргвопросы, которые прочно завязаны на деньгах. С 2011-го по 2013 годы назывались разные сроки запуска завода и суммы, необходимые для выполнения задуманного. Стоимость проекта – 1 миллиард 450 миллионов тенге. Из городского бюджета на проведение коммуникаций и строительство дорог планировалось выделить около 400 миллионов тенге. Но каждый раз сроки исторического для Шымкента события отодвигались. Не стал исключением и ноябрь 2013 года, когда на одном из брифингов аким города информировал, что предприятие будет запущено до конца года. Но чуда не свершилось, и запуск производства снова отложен. Но уже на 2014 год…
Только вертолетом долететь
Мусоросортировочный комплекс расположен за границами нового микрорайона «Актас-1», что по Ташкентской трассе. По словам главного инженера ТОО «Технологии-21» Омирзака Бектибаева, на предприятии уже установлено все необходимое оборудование. «15-17 февраля мы ждем специалистов российского завода «Станкоагрегат». Они произведут пуско-наладочные работы и пробный запуск предприятия. Думаю, что ждать запуска завода осталось недолго», – рассказал Омирзак Бектибаев. Правда, для полноценной работы нового предприятия необходимо решить две проблемы – с водой и дорогами. Как рассказал главный инженер, акимат свою часть обязательств выполнил – построил объездную дорогу и провел коммуникации. «Но была и наша часть работ. Так, сейчас около 150 метров осталось, чтобы воду провести и построить дороги. Сегодня там даже ходить сложно, потому что вокруг грязь, только в болотных сапогах передвигаться. Но к открытию предприятия мы построим дороги и забетонируем необходимые площадки», – поделился главный инженер.
Отходам – рециклинг
Мусороперерабатывающий комплекс будет утилизировать до 200 тысяч тонн отходов в год. Правда, на предприятии даже не надеются приучить наших граждан сортировать мусор (для начала не помешало бы заставить некоторых шымкентцев доносить его до контейнеров). А потому на комплексе будет и свой сортировочный цех. «Наши операторы предварительно проведут сортировку, отбирая отдельно ПЭТ-бутылки, металл, стекло, картон. Затем все это поступит в специальные бункеры, где будет прессоваться на нашем заводе и упаковываться в тюки. На сегодняшний день это одна из простейших и экономичных форм. Все это будет прессоваться и отправляться на предприятия, которые производят продукцию из вторичного сырья. Думаю, проблем с тем, куда сдавать вторсырье, у нас не возникнет», – рассказал Омирзак Бектибаев. Этот процесс и называется рециклингом, или возвращением отходов в круговорот «производство – потребление». Что касается органики, то ее планируют захоронять на специально отведенном полигоне. А вот вопрос с утилизацией небезопасного мусора, как-то: ртутных термометров и энергосберегающих ламп (которые, как выяснилось, далеко небезобидны для людей), пока остается открытым.
В автоматическом режиме
Открытия нового завода ждут все горожане, но, наверное, как никто, мечтают об этом событии жители микрорайона «Самал-3», расположенного по соседству с мусорным полигоном. Они надеются наконец-то дышать нормальным воздухом, а не горяще-смердящей смесью. На закрытие и рекультивацию городской свалки в свое время также выделялись баснословные суммы, но полностью закрыть ее не получилось – пока не пущен завод, вывозить отходы просто некуда. Между тем город «производит» мусор в гигантских масштабах – всего лишь за день ТОО «Спецавтотранспорт», которое обслуживает Енбекшинский и Абайский районы, вывозит до 750 кубометров мусора, а ТОО «ЛТД «Турмыс» с 76 улиц собирает до 160 кубов за смену (это примерно 27 мусоровозов). «Как только будет открыт наш завод, весь мусор будут привозить сюда, а значит, закроется и тот участок старого мусорного полигона, куда пока еще вывозят отходы. Это произойдет в автоматическом режиме: открылись мы – закрылся старый полигон», – добавил Омирзак Бектибаев. Так как в утилизации мусора будут использоваться только современные технологии, жителям прилегающих к уже новому мусорному полигону и заводу территорий опасаться нечего, считают на заводе. «Это будет экологически чистое производство, – успокаивает Омирзак Казтаевич. – Мусор жечь ни в коем случае не будем. Процесс его переработки будет механическим, а не химическим. И сжигать здесь ничего не будут».
Мусор – в дело
Между тем в Казахстане планируется выполнить новую программу модернизации системы ТБО, согласно которой производители либо импортеры товаров или упаковки будут обязаны собирать или перерабатывать отходы, образовавшиеся после их использования. На шымкентском мусоросортировочном комплексе готовы к такому повороту событий. «Мы уже слышали об этой программе. Думаю, работе нашего предприятия эта программа ничуть не помешает, напротив – мы готовы заниматься утилизацией любого мусора – мощности предприятия позволяют», – заявил Омирзак Бектибаев. Несколько лет назад, когда зашел разговор о том, почему несмотря на поддержку со стороны горакимата мусорный завод в Шымкенте так и не строится, руководитель предприятия «Технологии-21» Нурлан Даулетбаев, рассказывая о причинах и делясь планами относительно будущего предприятия, показал мне образцы изделий, сделанных из… мусора. Деревянные бруски, из которых изготавливаются симпатичные скамейки и целые детские уголки. Трудно было поверить, что брусок, который был выкрашен в ярко-красный цвет, на самом деле сделан не из дерева, а из отходов. Впрочем, примеров того, как делать деньги из мусора, предостаточно! Так, американский архитектор Майкл Рейндолс решил, что мусор может стать отличным и, что немаловажно, бесплатным строительным материалом даже для жилых домов. Используя свой бесспорный архитектурный талант и «страсть к хламу», он создал мощный и очень успешный бизнес Earthship – строительство жилых домов из покрышек и мусора. Самую амбициозную цель поставила перед собой небольшая компания TerraCycle, которая, запустив модную линию аксессуаров из мусора, решила доказать всему миру, что мусор может быть не только функционален, но и прекрасен. Компания Envion из Вашингтона нашла способ превращать пластиковые бутылки в нефть. Разработанный компанией генератор Envion Oil Generator способен производить 50000 баррелей нефти из 10000 тонн пластика в год. Есть примеры успешного бизнеса на мусоре и в Казахстане. Так, в Кызылорде производят биотопливо из соломы и шелухи риса, которые раньше попросту сжигали. А на днях там же открылся завод SmartRubber по утилизации старых автомобильных покрышек и производству «умной резины» (применяется для изготовления различных резиновых изделий, автошин и даже асфальтобетона). На строящемся в Жанаозене мусороперерабатывающем заводе будут делать брусчатку, канализационные люки и даже новогоднюю мишуру. Первая партия переработанного мусора должна сойти с линии завода уже во второй половине февраля. Хочется верить, что в этот раз запуск завода не окажется под угрозой срыва и огромный «гнойник» под названием старый мусорный полигон, что сейчас оказался почти в центре жилого массива, наконец прекратит свое существование. А всем городским отходам будет найдено цивилизованное применение.