Слухи. Сплетни. Домыслы. Они рождаются там, где нет достоверной информации или ее дают официальные лица, которым, скажем так, доверяешь, но не в полной мере.
Яркий пример – недавний обвал тенге – 11 февраля обменный курс в Казахстане одномоментно вырос со 155 до 186 тенге, то есть народ враз обеднел на 20 процентов. Хотя не далее как 21 января 2014 года на сайте NUR.KZ появилась информация: «В Казахстане нет причин для девальвации тенге, ситуация на валютном рынке остается стабильной, заявляет Национальный банк Казахстана».
И ровно через три недели, во вторник 11 февраля, мы узнали о падении курса тенге по отношению к доллару. Причем узнали раньше, чем об этом было официально заявлено. Из слухов в соцсетях мы узнали о переменах в обменниках. А что председатель Нацбанка? Когда он узнал об этом? На пресс-конференции, состоявшейся 11 февраля в Нацбанке, Кайрат Келимбетов заверил, что он узнал об этом лишь этой ночью, сообщил Tengrinews. Но спустя немного времени он заявил: «Никакой утечки информации из Национального банка не было. Утечки быть не могло, так как все решения мы приняли только вчера, после закрытия биржи», – добавил Келимбетов. Так все же когда он узнал о девальвации: до сна или после? Не понятно. Он также отметил, что сам держит свои сбережения в тенге и не переводил в доллары. Ну-ну…
По словам Келимбетова, Нацбанк продолжит политику по сглаживанию резких скачков цен. «Мы совместно с правительством будем работать над тем, чтобы уровень инфляции в 2014 году сохранялся на уровне 6-8 процентов. Мы будем работать над тем, чтобы цены на основные продукты необоснованно не завышались».
Вы думаете народ поверил? Это как про сапоги в фильме «Служебный роман». Людмила Прокофьевна: «Очень вызывающие. Я бы такие не взяла…» «Значит, хорошие сапоги, надо брать!» – тут же решила ее секретарша Верочка. Мы – в большинстве своем народ не богатый. Была бы у каждого из нас «хотя бы» малюсенькая нефтевышка или АЗС, а так – голый оклад. Но и мы поняли, чем грозит изменившийся курс тенге. Цены тут же, ну прямо в тот же день поперли вверх. А с ними и слухи, что там-то подорожало это, а там-то уже исчезло то-то и вот то-то, а с 1 марта подорожает это, а с 1 мая вообще все на свете подорожает и деньги поменяют…
Если кому от этого станет легче, то знайте, что, оказывается, обманутыми себя посчитали и депутаты Сената Парламента РК. Депутат Светлана Джалмагамбетова обвинила Келимбетова в обмане, сообщил Tengrinews.kz. «Как вы собираетесь после этого приходить в Парламент? Общаться с депутатами, которых просто обманули и сделали своими соучастниками? Есть ли какая-то цена вашим словам после этого?» – заявила Светлана Джалмагамбетова, зачитав свой депутатский запрос на имя Келимбетова на пленарном заседании Сената. Она напомнила ему, что не без участия верхней палаты Парламента он занял пост главного банкира страны. Оглашая свой запрос, депутат пояснила, что ранее народные избранники интересовались у Келимбетова о возможной девальвации тенге. «Ваш ответ мог быть более обтекаемым, но вы ответили дословно: «Никаких оснований для беспокойства нет» и подтверждали это в СМИ», – сказала она, отметив, к чему привели такие действия. «Слухи о закрытии тех или иных банков – это жест отчаяния обманутых вкладчиков. Ваши угрозы «провокаторам» и объяснения с телеэкрана никого уже не убеждают. Нужны действия!» – подчеркнула депутат и рекомендовала Кайрату Келимбетову поддержать вкладчиков банков, потерявших, по ее словам, пятую часть тенговых вкладов в банках, увеличить вознаграждения по депозитам в национальной валюте до 13-14 процентов. «Этим решением вы могли бы хоть как-то реабилитироваться перед людьми, которые поверили вам и которых вы попросту «кинули!» – этими словами завершила свое выступление депутат.
Да что там вкладчики, есть немало людей, которые просто копили деньги, не снимая с банковских карточек часть своих пенсий, зарплат. Слухи о якобы ликвидации банков заставили и их бежать к банкоматам и снимать свои кровные, пока они совсем не сгорели. Кто-то обменял часть снятых денег на доллары. А теперь у этих несчастных другая проблема – куда их заткнуть дома – в бачок ли унитаза или в банки с крупой, а может, под линолеум и т.п., чтобы в случае квартирной кражи их разом не утащили воры… Бежать и спасать свои вклады на счетах вынуждены были и руководители частных предприятий.
Что характерно, особого ажиотажа, роста покупательского спроса на рынках и других торговых точках на этот раз не было. Дополнительные покупки сделать можно, но на всю жизнь, как говорится, не запасешься.
Слухи поулеглись, и народ как-то успокоился только после сообщения, размещенного на «Казинформе» и других сайтах, о том, что прокуратура Алматы арестовала виновных, организовавших панику вокруг банков. Эти сообщения спровоцировали ажиотаж среди вкладчиков и массовое снятие денег с банковских счетов. Только со счетов kaspi bank по этой причине было снято 40 миллиардов тенге, что составляет около 10 процентов депозитов.
Прокурорской проверкой и органами нацбезопасности установлен собственник ТОО «Юридическая фирма «Signum» Накипов Абылхаир Маратбекович, сотрудники этой компании Трофимович Виктория Владимировна и Адасбаева Айгерим Нуртаевна, причастные к распространению ложных электронных сообщений о сложном финансовом положении АО «БанкЦентрКредит». Данная недостоверная информация ими была получена от Сабденова Дархана Артурзиньовича, ранее работавшего на должности специалиста сектора по исполнительному производству алматинского региона центра управления кредитами АО «Банка Центр Кредит». При этом информация о предбанкротном состоянии указанного банка не имела и не могла иметь под собой никаких оснований. В результате этих действий Сабденова Д.А. и вышеуказанных лиц причинен значительный вред АО «Банк Центр Кредит».
Постановлением суда Сабденов Д. признан виновным в совершении вышеуказанного правонарушения и подвергнут аресту на 20 суток. Работа с другими лицами, причастными к распространению ложной информации о деятельности банков, продолжается.
К народу Казахстана обратился Президент страны с просьбой сохранять спокойствие в условиях девальвации. К слову, прокуратура напомнила казахстанцам о том, что следует избегать распространения подобной, не соответствующей действительности информации.
Хорошо бы об этом заявлять ВО время, а не ПОСЛЕ «пожара».
Фарида ШАРАФУТДИНОВА