Об этой скульптурной композиции я слышала несколько легенд. По одной из них, львов, стоящих вдоль трассы Шымкент – Ташкент, «вылепил» художник, чей талант отказывались признавать. Чтобы доказать всем, что его творения имеют право на жизнь и нравятся людям, он решил свое установить не где-нибудь, а там, где все его увидят. По другой версии, львов создал скульптор, который едва не сошел с ума от горя после трагической гибели его сына (говорили, что мальчишка безумно любил львов). Мастер, как только поставил свою работу на холме вдоль Ташкентской трассы, навсегда уехал из нашего города… Такие ходили легенды, но все оказалось совсем иначе.
Люди сегодня по-разному украшают свои дворы, палисадники, магазины. Но когда мы с коллегами увидели скульптуру льва у скромненького магазинчика на одной из улиц в отделении Забадам, сразу скажу – опешили. Как? Откуда? Почему? Кто автор? Мысли в голове наскакивали одна на другую. Увидев владельца магазинчика, решили его расспросить.
– Так это ж сосед мой сделал. Одил ота. Старенький он уже. Да что я вам говорю. Вы же видели львов на Ташкентской трассе? Так это он их сделал…
Вот так открытие. Оказаться в двух шагах от этого легендарного (во всяком случае, для меня) человека и не поговорить с ним, мы не могли. Дом долго искать не пришлось – у его ворот как визитная карточка хозяина вальяжно растянулся еще один лев.
Одил Юнусметов встретил нас на веранде своего аккуратного дома. Когда узнал о причине нашего визита, заулыбался: «Да что там такого особенного?», но все же рассказал, как и почему решил поставить памятник царю зверей.
До пенсии он работал водителем в управлении строительства дорог. Трассу «Чимкент – Ташкент» мы строили 10 лет. Хорошее было время. А люди какие работали… Помню, за хорошую работу (а мы ведь всегда старались в передовики выбиться) профком выдавал нам путевки в разные страны. Я очень счастливый человек, потому что мир повидал. Уже тогда я много слышал о Мекке – святыне мусульман. Дай, думаю, попрошу путевку и посмотрю на этот священный город. Но в профкоме мне сказали: в Мекку путевок нет. Если хочешь – езжай в Сирию. А кто ж не захочет?! Сирия… Эх, черти, разбомбили такую страну, – с досадой в голосе говорит Одил ата и продолжает: – В Сирии у входа в посольство я и увидел высеченных из гранита львов. Как они были прекрасны! Тогда я и задумал: вот вернусь домой и обязательно в память обо всех ребятах, строивших дорогу, поставлю таких же львов вдоль трассы. Я и местечко мысленно приглядел».
И мечту свою строитель дороги исполнил. В 1986 году он, не имеющий никакого художественного образования, соорудил цементную композицию из львов. Первым помощником Одил аты был трехлетний внук Едгор, не отходивший от любимого дедушки ни на шаг. Но были и другие. «Львы ведь на возвышении стоят, добраться к ним непросто. А попробуй ведра воды туда дотащить. Без помощников не справиться никак. И я их нашел, – хитро улыбается Одил ата. – Воду для будущих львов таскали… гаишники. Так что и их труда, конечно, в этих львов вложено немало».
А в конце 90-х на том же месте, рядышком со львами появилась еще одна скульптура. Женщина, с подобием поломанных крыльев за спиной, повернувшись лицом к Кибле- Каабе* и вытянув руки, словно что-то просит у небес.
«Вы ведь помните 95-96 годы? Какое тяжелейшее было время. Света, газа, зарплат – ничего нет. Вот и решил я поставить ту женщину, чтобы она, протянув руки, просила у Бога смилостивиться и дать людям мира и решения всех проблем».
Сейчас эта фигурка стала чем-то вроде святыни. Ее протянутые вверх руки украшают «браслеты» из разноцветных лоскутков, которые обычно люди вешают на деревья, загадывая заветные желания.
Три года назад мастер Одил проведал своих питомцев. Покрасил их, отреставрировал. А к Наурызу хочет еще раз съездить к тому самому километру, на котором и стоят его львы: «Мне уже 81 год. Возраст, сами понимаете. Здоровье, ноги уже не те. Это, скорее всего, будет мое последнее свидание с ними. Я приготовил мраморную плиту, на которой выгравировано – «В дар от дорожников, строивших трассу Шымкент – Ташкент». Съезжу, подреставрирую скульптуры и табличку установлю».
Вместо P.S. На днях мы тоже отправились проведать львов. Они все так же смотрят свысока на дорогу, словно проверяя, все ли в порядке. Вот только все фигуры львов расписаны черной краской. Что поделать с вездесущими вандалами, которые так и норовят увековечить свое скудоумие на самом видном месте?!
Саида ТУРСУМЕТОВА