Весеннее развлечение мужчин

483
После слияния Арыси и Боралдая воды стало еще больше
На реке взаимовыручка – одно из основных условий безопасности
На реке взаимовыручка – одно из основных условий безопасности. titus.kz

Утро. Карабулак. Арысь. Мутно-коричневые волны с шумом переваливаются через камни, подтапливая берега. Серые кучерявые тучи, красивые, словно на картинке, гоняют по небу, как свора голодных собак. Земля еще не просохла от дождей, а облака недвусмысленно намекают, что улучшения погоды ждать не стоит. Синоптики и того хуже, прогнозируют ливень и едва ли не снег, и безрадостное, в плане комфорта, ближайшее будущее. «Какой черт понес меня на эти галеры!» – не помню, откуда взятая фраза проносится в голове при взгляде на полноводную Арысь.

Как ни странно, но погода никак не влияет на настроение многочисленных участников традиционной арысской регаты. Они, словно цыганский табор, разложили свои разноцветные плавсредства по берегу и спешно готовят «корабли» к гонкам. Соревнования уже скоро, а предстоит еще много дел: собрать катамараны, бегом отметиться у столиков с нехитрым завтраком (дома в такое время разве поешь, а здесь, на природе, с друзьями, которых не видел, кажется, целую вечность, как не посидеть…). Все происходящее вызывает удивление у местных жителей, которые хоть и смотрят из года в год на начало регаты с речного моста, но все равно не понимают: зачем мужики идут по реке, когда весной дома так много работы на огороде и по хозяйству. Ну и как им объяснить, что от нее, работы, и бегут – за общением, адреналином, природой. «Мы рассчитываем получить здоровье, драйв, массу положительных эмоций. Словами этого не описать. Надо сплавиться и почувствовать», – от постоянного участника сплавов, горных походов и всех возможных тусовок на природе Ербола Оразалина буквально накатывает волна оптимизма и хорошего настроения, которого так не хватает в обыденной жизни.

Победа в гонках не главное. Важнее – чтобы победила дружба. А на реке взаимовыручка – одно из основных условий безопасности. Многие привыкли смотреть на Арысь, как на домашнего котика. Можно погладить – дескать, каких неожиданностей от него ожидать. Но эта река горазда на сюрпризы. Один из самых опытных в области сплавщиков Степан Ногай не устает предостерегать: «Арысь – река непростая. Очень много зигзагов, поворотов, расчесок. Сложностей много. Арысь учит, заставляет думать и работать».

Ну, вот и долгожданный старт. Команда нашего катамарана – два новичка, и двое уже с опытом сплава по Арыси. Опыт, признаться честно, самый разный: не раз приходилось и купаться, и страшновато бывало не по-детски… Беру с собой на борт видеокамеру. Надо же запечатлеть подвиги «мореманов». Тем более что у одного из нас, Дмитрия, есть тельняшка. Что-то он там соловьем заливался про какой-то океанский флот. По ходу разберемся.

Идем по реке. Сказать, что воды много, – ничего не сказать. «Течение спокойное, как раз у Сергея будет возможность снимать», – обращаясь к ребятам, оптимистично сказал опытный Константин. В этот момент мы проходим величественное, ветвистое, сухое дерево, которое остается по правому борту катамарана. Воткнешься в такое – пиши пропало. Окрыленная первыми успехами, команда расслабилась и решила устроить себе легкий перекус. На палубе чинно разложили котлетки, маринованные огурчики, лепешечку и только приступили к трапезе, как злобная коряга посреди русла в одно мгновение напомнила, что река небрежности не прощает. Момент – и одна гондола катамарана оказалась приподнятой. Другая с половиной экипажа, наоборот, утопленной, а само судно плотно сидело на коряге, словно корабль на рифе. Через палубу гуляли волны, и наши маринованные огурчики сказали «до свиданья». Хорошо, что незадолго до этого я успел завернуть видеокамеру в двойной полиэтиленовый пакет и засунул поглубже в привязанную сумку.

После слияния Арыси и Боралдая воды стало еще больше
После слияния Арыси и Боралдая воды стало еще больше. titus.kz

С трудом снявшись с коряги, мы продолжили путь, однако желание трапезничать прошло. А ниже по течению обнаружили двух ребят, потерпевших кораблекрушение. На сплав они пошли на надувной двухместной лодке, пропороли ее о коряги и вынуждены были ждать на островке тех, кто их подберет. Хорошо, что успели высадиться, а не затонуть. Забираем потерпевших с собой и довозим до моста, где их подберут друзья на машинах.

Арысь еще пару раз показывала нам зубы в виде низко нависших деревьев и походов по проточным лабиринтам. За время плутаний нас обошли, кажется, все катамараны. Но до поляны, где будет ночевка, мы все же дошли. Спрашиваю о впечатлениях первого дня у новичка Марата. Тот в спешке натягивает полиэтилен над палаткой в предчувствии дождя: «Обалденно. Ноги болят,.. вместе с руками. Даже страшно пару раз было, когда под дерево затащило да на корягу втюхались, а так нормально». Уже хорошо. Еще один член экипажа Константин с закрытыми глазами, словно медитируя, сидит в машине. «Если бы не усталость, все в кайф. Зеленая травка, кони пасутся на лугу, народ интересный… Конечно, были опасные ситуации. Время потеряли, но мы же еще спасли людей, которые пропороли свое судно», – Костя был само удовольствие, хотя и слегка лукавил. Справедливости ради надо сказать: все участники регаты обходили нас и без наших героических подвигов, пока мы добивались слаженности прохождения, вытаскивали свалившихся в воду членов нашего экипажа. Собственно, не мы одни попадали в переделы. «Впечатления хорошие, команда у нас слаженная. Все трудные места – пороги, сливы, расчески – проходим в одно мгновение, Ну, может, один раз запоролись, не без этого. Но и с этим на час раньше пришли, чем в прошлом году», – не без гордости говорит капитан друзей-соперников Ербол Оразалин.

Только успели все вывесить на просушку свою одежду и раскинуть палатки, как с неба полилось. Да еще как! Оценить масштабы ливня мы смогли уже на следующее утро, когда увидели, что еще вчера зеленые островки стали речными протоками. К нам подошел Володя Бородулин. Как организатор он обязан был предложить новичкам сняться с соревнований. Из-за большой воды опасности подстерегали на каждом шагу. Тем более что в первый день сплава катамаран-«двойка» перевернулся, лодку пропороли, и, кажется, еще кто-то снялся. Наши с достоинством от предложения отказались. Хотя, если б знали, что нас ожидает впереди, может, и пожалели об отказе.

Многие из команд беспокоились, как пройдут шлюз, и потому решено было идти в протоку недалеко до опасного места. Кто же знал, что опаснее. Вода с хорошей скоростью заходила в узкую протоку и практически сразу вбила наш катамаран под упавшую иву. Мы долго и безуспешно боролись с течением, пока команда Ербола не помогла нам причалить и перенести судно по берегу метров на десять ниже расчески. Спасибо друзьям. После слияния Арыси и Боралдая воды стало еще больше. Мы прозевали момент, когда нужно было начать выгребать из опасного поворота, и не попали в створ «ворот» из двух утопленных ив. Это место уже оставило отметину на моей «шкуре» года два-три назад. Вот и в этот раз катамаран поставило поперек течения и прибило к деревьям. В это же мгновение то ли веткой смахнуло, то ли водой смыло нашего океанского моремана. (Потом, на заключительном построении, он будет долго возмущаться, почему ему не дали грамоту за подводное плавание). Мы не успели глазом моргнуть, как «подводник» исчез под судном. Ему повезло: успел зацепиться за иву и вынырнуть. Глубину в этом месте измерять при таком течении – дураков нет. Выбрался, но потерял весло и команду заставил понервничать.

Фиг знает как, но общими усилиями катамаран освободили. Оставшийся путь прошли уже с тремя веслами и потому не раз попадали в расчески. Измучились, но остались живы и здоровы. Уже хорошо. К финишу мы пришли последними. Хотя ведь были еще и снявшиеся экипажи…

Благодаря большой воде и мастерству сплавщиков результаты двухдневной гонки впечатлили. 70 километров по реке лучшие прошли за 4 часа с небольшим. На два часа быстрее, чем в предыдущей регате. Офигительный результат! Первой пришла команда «Барракуда». Но и мы не чувствовали себя проигравшими. Ведь все боролись с рекой и с собой, преодолели свои страхи (а куда деваться), и в результате вышли победителями.

Сергей ПАВЛЕНКО

Реклама