«Завтра можете не выходить на работу!» – в зависимости от ситуации отношение к этой фразе может быть разным. А как к этим словам отнестись учителю, которому в середине учебного года исполняется 58 лет. В день рождения, на фоне общих поздравлений такая фраза, на мой взгляд, звучит, как минимум, издевательски.
О человечном отношении к учителям говорилось на одной из последних сессий шымкентского городского маслихата. Причиной обсуждения послужили обращения учителей, завучей, директоров школ, попадающих под увольнение по возрасту.
– Я думаю, никакого возмущения не было, если бы этот вопрос решался по-человечески. А не так, как у нас это делается сегодня. Возьмем только недавний факт – в 20-й школе директор расторг договор с завучем, которой исполнилось 58 лет. Отправил ее на пенсию на следующий же день после ее дня рождения. Ни теплых слов в адрес учителя, ни слов благодарности. Ничего, кроме приказа об увольнении. Я считаю, это несправедливо по отношению к человеку, посвятившему всего себя воспитанию детей, – говорит депутат шымкентского гормаслихата, директор школы-гимназии №45 Роза Викторовна Пак.
– Но ведь по закону директор прав?
– Не обязательно. Вся проблема в нашем законе, статьи которого работодатель трактует так, как ему удобно. Итак, обратимся к статьям Трудового кодекса РК : статья 24, п. 1. «Помимо оснований для прекращения трудового договора с работниками, установленных настоящим кодексом, дополнительным основанием для прекращения трудового договора с гражданскими служащими является достижение ими пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан». Но тут же в п. 2 говорится, что «с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем (…) трудовой договор может продлеваться ежегодно». Почему-то это самое слово «может» наши руководители стараются не брать в расчет. Но ведь кто такой учитель? Это человек, который живет своей работой. Чаще всего в ущерб своей семье, своим детям. Учителю некогда заниматься их воспитанием. Потому что когда он уходит на работу, его дети еще спят, когда приходит с работы – уже спят. Да и спящими-то учитель их почти не видит, ведь в это время он сидит и проверяет тетради. Я сейчас говорю о настоящих учителях, профессионалах своего дела. Вот посмотрите: женщина, ей уже 58, но она преподает в начальном звене. Она живет интересами малышей, их заботами, говорит с ними на их языке, но при этом учит их и воспитывает. А вот уже среднее звено или старшеклассники – к ним другой подход. И учитель подстраивается под них. То есть он всю свою жизнь сеет доброе, разумное, вечное, а с приходом пенсии становится ненужным.
– А еще есть проблема нехватки кадров. И человек, который мог бы еще не один год поработать, вынужден уйти, оставив место тем, кто не готов вообще работать в школе, я бы даже сказала, случайным людям…
– Конечно, вопрос кадров очень сложный. Ведь почему сегодня отличники не выбирают педагогические специальности? Почему они идут в юристы, финансисты, но только не в педагоги? Да потому что престижа у профессии школьного учителя не осталось. А ведь о необходимости поднятия этой профессии на подобающий уровень говорил еще Владимир Ильич Ленин. Тем, кто отмахнется, что он сейчас, мол, так непопулярен, приведу другой пример. Первый в стране орден «Ерен енбеги ушин» – «За доблестный труд» глава нашего государства Нурсултан Назарбаев вручил именно учителю! Я навсегда запомнила его слова: «В вашем лице я хочу сказать большое спасибо всем педагогам, всем учителям, которые воспитывают наших детей».
– Но если у Нурсултана Абишевича такое трепетное отношение к учителям, то почему на местах все так передергивается?
– К сожалению, у меня нет ответа на этот вопрос. Могу сказать только, что как представитель интересов учителей в маслихате города подняла этот вопрос на сессии не случайно. Я попросила акима Шымкента, чтобы наших учителей, наших завучей, наших директоров – вообще всех работников сферы образования если бы провожали на заслуженный отдых, то достойно. Ведь несложно подготовить благодарственное письмо от имени администрации школы, маслихата города, акимата Шымкента. Посмотрите, сейчас на пенсию уходит целая плеяда замечательных директоров. Это и директор средней школы №30 Ольга Левикова, и директор школы-лицея №9 Баян Жандосова, и директор СШ №10 Майра Айтымбетова, и директор научно-методического центра отдела образования Шымкента Салима Бахтагалиева… Они все встали у руля школ независимого Казахстана. И я, думаю, они заслуживают хотя бы слов благодарности.
– Да, это не самое легкое время для нашего образования. И как глава города отреагировал на ваше предложение?
– Только хотела об этом сказать, – улыбается Роза Викторовна. – Мне очень нравится, что сейчас во власть приходят молодые и очень грамотные люди. Дархан Амангельдиевич, конечно, из их числа. Он не просто понял то, о чем я говорила, он поддержал мое предложение. Я думаю, это не случайно. Он ведь из команды президента. И глава государства для него, наверное, идеал для подражания. Видя чуткое отношение Нурсултана Абишевича к учителям, думаю, он будет поступать точно так же. Кстати, не только глава города, но и общественники меня поддержали. Так, мне позвонили Клара Тулендиевна Алипова, Рысалат Сафибековна Ахметова. Они также обеспокоены тем, что сегодня учителя с наступлением пенсионного возраста оказываются не-нужными. Учитель из родной школы ни за что не должен уходить обиженным.
– Больше всего в этой ситуации поражает то, что человека увольняют во время учебного года…
– Именно. Школа – это единственное место, в котором существует такое понятие, как учебный год. Во всех остальных учреждениях год – календарный. Итак, начало учебного года. Директор на празднике «Первый звонок» должен обратиться с добрыми пожеланиями к первоклашкам, чтобы это ощущение праздника им запомнилось и школа приносила только радость. А на «Последнем звонке» директор должен выступить с напутственным словом к выпускникам. Но в середине учебного года в школу приходит новый директор. Скажите, что скажет детям человек, который их даже не знает? Я не хвалюсь, но каждому ученику своей школы я могу дать характеристику. Потому что это – мои дети. И я знаю, насколько тяжело мне будет с ними расставаться. Да и они, думаю, запомнят последний звонок, только если директор школы и учителя найдут те самые слова, которые проникнут в душу каждого ребенка. Дети ведь, как индикаторы, тоньше нас чувствуют и лесть, и ложь, и правду. Чувствуют они и нелады в коллективе школы. Чтобы коллектив был нормально сформирован, чтобы люди работали с душой – на это уходит не один год. А когда приходит новый директор, начинается длительный период притирки. И если этот директор коллективу не понравится, ему учителя просто не дадут работать. И таких примеров масса.
– В некоторых западных странах есть опыт выхода на пенсию учителей по достижении ими 40 лет. Это объясняется тем, что к 40 годам человек устает, у него расшатывается нервная система и прочее. Что вы об этом думаете?
– Раньше и в Советском Союзе было такое понятие – выслуга лет. То есть – если твой стаж составляет 25 лет, ты мог выйти на пенсию. Но не все уходили. Потому что эта профессия накладывает серьезный отпечаток на личность человека. Учителей, ушедших в бизнес, на самом деле очень мало. Потому что учитель не пойдет торговать, учитель не сможет ходить по домам и предлагать товар. Максимум, что он сможет, – открыть собственный учебный центр. Но для этого необходим стартовый капитал. А его еще надо заработать. В школе много не заработаешь. К сожалению, образование сегодня финансируется по остаточному принципу. И это всем известно. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что по-настоящему влюбленный в свою профессию будет работать невзирая ни на что.
– Спасибо вам, Роза Викторовна, надеюсь, что после вашего интервью отдельные руководители серьезно задумаются и вспомнят не только о букве закона, но и о человечности.
– Я тоже очень на это надеюсь, потому что помимо юридических законов есть еще и законы человеческие. И забывать о них, особенно людям, работающим в школе, нельзя.
Саида ТУРСУМЕТОВА