Нужная информация для родителей детей с ограниченными возможностями

1657
В мае этого годы в четырех районах ЮКО – Сайрамском, Тюлькубасском, Мактааральском и Сарыагашском – в рамках государственно-частного партнерства были открыты центры реабилитации детей-инвалидов

В ЮКО РАСТЕТ ЧИСЛО ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В мае этого годы в четырех районах ЮКО – Сайрамском, Тюлькубасском, Мактааральском и Сарыагашском – в рамках государственно-частного партнерства были открыты центры реабилитации детей-инвалидов
В мае этого годы в четырех районах ЮКО – Сайрамском, Тюлькубасском, Мактааральском и Сарыагашском – в рамках государственно-частного партнерства были открыты центры реабилитации детей-инвалидов

Вдумайтесь, в Южно-Казахстанской области 106 тысяч людей с ограниченными возможностями, из них более четырех с половиной тысяч детей-инвалидов! «Кого ждете – мальчика или девочку?» – самый распространенный вопрос, который задают при встрече с беременной женщиной. И самый разумный ответ на это: «Да какая разница, лишь бы ребенок родился здоровым!»

– Действительно, сегодня рождение здорового ребенка – самая большая мечта будущих родителей, – сказала замдиректора департамента по контролю и социальной защите по ЮКО Фарида Оспанова. – Вызывает тревогу, иначе не скажешь, рост инвалидности среди детей. Первичная инвалидность по категории «ребенок-инвалид» на 1 августа 2014 года в Южно-Казахстанской области составила 1452 человека! В минувшем году на тот же период этот показатель составлял 1360 человек, то есть рост очевиден.

Повторное переосвидетельствование прошли в этом году и вновь были признаны инвалидами 3176 детей (в 2013 году – 2837).

– Фарида Бимахановна, за счет чего происходит рост?

– Причины можно условно разделить на три составляющие. Первая – это врожденные аномалии развития. Второе – болезни нервной системы, на третьем месте – психические расстройства. Это объясняется высоким уровнем заболеваемости женщин детородного возраста.

Растет экстрагенитальная патология среди беременных, добавьте сюда неблагоприятную экологическую обстановку, родственные браки, что характерно для Сайрамского района. А еще выхаживание недоношенных детей, живорожденных с весом 500 грамм и менее. Все это – потенциальные дети-инвалиды.

– Ваше видение решения проблемы?

– Только повышение личной ответственности человека за свое здоровье, за самочувствие рожденных детей. Рекомендации здесь универсальные: вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек, больше двигательной активности, позитивное отношение к жизни.

– Ребенок признан инвалидом – с этой бедой семья долгие годы оставалась, что называется, «один на один». Насколько мне известно, положение здесь меняется.

– Да, в областном бюджете были заложены 150 миллионов тенге на открытие реабилитационных центров для детей-инвалидов. В мае этого годы в четырех районах ЮКО – Сайрамском, Тюлькубасском, Мактааральском и Сарыагашском – в рамках государственно-частного партнерства были открыты центры реабилитации детей-инвалидов. Это значит, что теперь родителям таких малышей, проживающим в районах области, нет необходимости ехать в Шымкент для устройства ребенка на лечение. Теперь курс лечения, согласно индивидуальной программе реабилитации, ребенок сможет пройти в своем районе. Это хотя бы на время облегчит участь его родителей, даст им передышку. В будущем мы планируем открыть подобные центры во всех районах области.

– Что представляет собой такой реабилитационный центр?

– Это очень уютное медучреждение. Направления в эти центры получают прежде всего дети и подростки с психоневрологическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. К их услугам полный спектр необходимых процедур – от физиолечения, массажа до ЛФК. Дети могут заниматься на тренажерах, расслабляться в сенсорной комнате. А еще с ними занимаются логопед, психолог.

Государство ежегодно находит новые варианты, возможности для поддержания таких детей. И все же наша общая задача – сделать все возможное для того, чтобы в нашем обществе рождалось побольше здоровых детей.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА


СТАВКА – НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ СВЕРСТНИКОВ

Детей с ограниченными возможностями надо с детства интегрировать в общество
Детей с ограниченными возможностями надо с детства интегрировать в общество

С 2012 года в Казахстане начала внедряться госпрограмма инклюзивного образования-2020. Поставлена задача – до 2020 года увеличить долю детей, охваченных инклюзивным образованием от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, до 70 процентов.

Напомним, что такое инклюзивное образование. Оно означает доступность образования для всех – и для здоровых, и для людей с ограниченными возможностями. Среди учеников обычных классов в том числе могут быть дети-инвалиды, дети, инфицированные ВИЧ. Пришло понимание, что людям с ограниченными возможностями, тем более с детского возраста, лучше расти и развиваться в обычном обществе. Им самим надо научиться строить нормальные отношения со сверстниками. Детей с ограниченными возможностями надо с детства интегрировать в общество, к примеру, учить их пользоваться бытовыми приборами, обслуживать себя, делать покупки в магазине, парировать обидные замечания, не поддаваться на какие-то провокации в свой адрес. Словом, тренировать не только тело, но и дух.

Разработчиков программы вдохновил опыт Великобритании, ЮАР, Норвегии, Индии, США, Уганды, Исландии, Италии, Кипра, Дании, Канады, где развито инклюзивное пространство.

В этих странах успеваемость и результаты всех учеников в школе, воспринявшей идеи инклюзивности, улучшаются. В интернете попалась мысль о том, что «страны все больше понимают неэффективность существования различных организационных, управленческих структур и систем услуг в дорогом и финансово неоправданном варианте специального образования». Но, думаю, до крайностей у нас в Казахстане все же не дойдет – какие-то спецшколы все-таки будут востребованы. Сам факт «узаконивания» инклюзивного образования сможет улучшить положение детей с ограниченными возможностями в плане реализации их права на получение образования.

ЭТО ИНТЕРСНО
Восемь принципов инклюзивного образования:
– ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
– каждый человек способен чувствовать и думать;
– каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
– все люди нуждаются друг в друге;
– подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
– все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
– для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
– разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В свое время меня впечатлил американский фильм «Керолайн», в котором была затронута тема образования девочки с ограниченными возможностями. Если бы не настойчивость главной героини фильма, то девочка так бы и осталась беспомощным, достойным жалости существом. В финале фильма та девочка предстает в образе деловой женщины, директора школы, дающей шанс подняться в жизни сотням таких же людей.

…Словом, и у нас есть надежда, что все эти меры по улучшению инклюзивного образовательного пространства в Казахстане, реализуемые правительством страны, позволят детям с ограниченными возможностями реализовать свое право на образование.

«В 53 школах Шымкента внедрено инклюзивное образование, – пояснила главный специалист отдела образования города Шымкента Наталья Котлярова. — В 24 из них работают логопункты. В школах №№ 11, 18, 39 и 51 открыты классы для детей с заболеваниями ДЦП и нарушением речи».

(Полезные сайты по теме: www.inclusion.kz, www.nvalid.kz)


КОМУ ПОЛОЖЕНЫ СОЦВЫПЛАТЫ?

«Какие выплаты полагаются детям-инвалидам в Казахстане? Имеет ли право семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид, получать пособие на него, пока он находится в реабилитационном центре? Что надо предпринять семье, в которой ребенку инвалиду должно исполниться 18 лет? Заново переоформлять документы на «взрослую» пенсию или «пройдет автоматом?» – Роза Биданова.

На вопросы читательницы отвечает начальник отдела социального обеспечения департамента по контролю и социальной защите по ЮКО Людмила Ефремова.

Дети-инвалиды до 18 лет имеют право на следующие выплаты из республиканского бюджета:

  1. государственное социальное пособие по инвалидности;
  2. специальное государственное пособие (взамен льгот), выплата которого приостанавливается на период проживания получателя в медико-социальном учреждении;
  3. пособие по уходу за ребенком инвалидом с детства, назначается до достижения ребенком 18 лет, может быть приостановлено только в том случае, если ребенок определен на полное государственное обеспечение.

Все три указанные выплаты до достижения восемнадцати лет за ребенка получают его родители либо законные представители. После достижения 18 лет инвалид должен обратиться в отделение ГЦВП с заявлением и необходимыми документами для переоформления выплаты на себя, в том случае, если инвалид в судебном порядке признан недееспособном, выплата будет производиться его законному представителю на основании решения об опекунстве, то есть опекуну.

Реклама