5 октября – День учителя в РК. Так атомы сошлись…

346
Ольга Цой со своими учениками
Ольга Цой со своими учениками
Ольга Цой со своими учениками

«Физика»… Только от одного этого слова у меня начинается головокружение от всплывающих в памяти формул, которые так и не были мною поняты. Помню лишь закон всемирного тяготения: «Между любыми материальными точками существует сила взаимного притяжения, прямо пропорциональная произведению их масс и обратно пропорциональная квадрату расстояния между ними, действующая по линии, соединяющей эти точки». Мрак! Полнейшая абракадабра для меня по сей день, признаюсь. Да и запомнила-то лишь потому, что вызубрила его, как стихотворение, наизусть. Ну не давался мне этот предмет. И мои учителя честно пытались «вбить» мне его, и на «4» в аттестате у них это получилось, но в моем сознании твердо укоренился образ физика-женщины, как эдакого «сухаря в юбке». Что-то вроде героини фильма «Весна». Помните, где ученую Никитину играла Любовь Орлова? Но все мои представления перевернулись на 180 градусов после знакомства с преподавателем физики школы-лицея № 46 Ольгой Анатольевной Цой.

ЭТО ДИНАСТИЯ

На мой вопрос «почему физика?» она ответила просто: «А даже и вопроса не стояло. Во-первых, я училась в школе № 9 с физико-математическим уклоном. Во-вторых, мои родители – и мама, и папа – окончили Томский политехнический институт, поэтому вопрос, где продолжить дальнейшее обучение, решился сам собой. Я продолжила династию. После окончания школы поехала в Томск и поступила на отделение «Физические методы и приборы интроскопии*». К слову, сейчас в том же вузе учится и мой сын.

Учиться было очень интересно. Преподавали нам профессора, «светила» науки. Люди, поглощенные своим делом настолько, что, кажется, больше ничего вокруг не замечали. Знаете, два профессора настолько увлеклись, что получили смертельную дозу облучения. Там была прекрасная база, которая давала возможность познавать все не только в теории, но и на практике. Например, был установлен циклотрон, который занимал несколько этажей и работал на НИИ онкологии. Он выходил в специально оборудованный медицинский кабинет с мягкими стенами и приятной музыкой, где больные получали лечение. Был также ядерный реактор, и мы, студенты, могли на месте все понять и во всем разобраться. А чего стоил портативный аппарат бетатрон! Аналогов ему не было не только в России, но и во всем мире. С его помощью можно ловить бета-лучи и «уходить» от онкологии. Кроме того, его можно применять и при различных неполадках в производстве. Например, на нефтяном трубопроводе. Он позволяет, не останавливая процесс, просвечивать лучами и выявлять неполадки. В целом наш политех состоял из 19 корпусов. А теперь представьте, что в Томске это далеко не одно высшее учебное заведение. Так что этот город можно смело назвать «городом студенчества». И студентам там не только интересно учиться, но и весело жить».

– А почему по окончании там не остались?

– Я окончила в 1991 году. Помните, тогда в Советском Союзе начался полный развал. Все были в растерянности. Нашему курсу даже распределения не дали. Куда распределять-то? Вернулась в Шымкент, «под крылышко» к маме с папой. Здесь тоже с моей профессией некуда было податься. Чтобы выжить в то время, чем только не приходилось заниматься: и маленький бизнес был (купи-продай), и бухгалтером работала… тогда всем трудно было. Не до науки. Лишь бы выжить. Вообще из всего нашего потока сегодня только два человека смогли устроиться по профессии: один связан с интроскопией, а вторая – с ядерной физикой. Остальных разбросало не только по городам и весям, но и по разным сферам деятельности.

ПРОРОЧЕСКАЯ ФРАЗА

Но когда маленькая Оля еще не знала, что ее ждет в жизни, и усердно корпела над обыкновенными дробями в школе, учительница произнесла фразу, которая, как оказалось впоследствии, стала для нее пророческой. Оля помогла своей подружке Ирке разобраться с дробями. Да так доходчиво и быстро, что ее учительница Валентина Григорьевна Сидоренко заметила: «Тебе надо в педагогический поступать!» Но Оля об этом даже и слышать не хотела: «Я – учитель? Да никогда!»

Но мы предполагаем, а… Тропинка ее все-таки к школьному порогу привела. И все благодаря мужу. Он постоянно твердил ей о том, что профессия учителя самая благородная. И примеры этого были перед глазами. Дедушка и бабушка мужа еще до революции получили хорошее образование и потом, после революции, учительствовали в городе Моршанске. И гордились этим. А ими гордился весь город. Дедушку наградили медалью Ушинского – это самая высокая награда для учителя в советское время.

В Моршанске по сей день есть экспозиция, посвященная жизни и деятельности этой удивительной семьи.

И Оля получила второе высшее, но уже педагогическое образование, и ученики стали называть ее Ольга Анатольевна. И она продолжает еще одну династию – династию учителей.

КАКОЙ ОН – УЧИТЕЛЬ?

На этот вопрос Ольга Анатольевна отвечает, не задумываясь: «Разный, как и его ученики! Вот мальчишкам, например, легче дается физика. Они большие технари, чем девчонки, у них другой склад мышления. Они руками могут сделать то, что я знаю только в теории. У них какая-то особенная интуиция: нутром чувствуют, понимают, как природу. Меня это не перестает удивлять! Девочки же берут этот предмет за счет своего терпения и старательности. Даже классы подбираются разные. Одному классу больше даешь научных знаний, другому – интересных фактов. Учитель, на мой взгляд, не должен мыслить стереотипами, а искать подход, прощупывать, у кого какие способности».

Она с горящими глазами рассказывает мне о своей профессии, а я тайком, чтобы не заметила, пытаюсь разглядеть ее (чисто по-женски). Ее образ совсем не вяжется с образом ученой Никитиной: нет туго стянутого на затылке пучка волос, обязательного атрибута для ученых – очков, серого невзрачного костюма… Я бы даже сказала, все с точностью до наоборот: передо мной сидит приятная, улыбчивая и открытая для общения женщина, в яркой блузке, с рыжинкой в волосах, и которая излучает такой позитив, что им невольно заряжаешься.

После беседы, проходя по школе, зацепила подростка и спрашиваю:

– Ольгу Анатольевну знаешь?

– Ну, знаю. Физику ведет.

– И как?

– Клевая!

Собственно, что тут добавить… Только то, что за плечами у Ольги Анатольевны Цой 20-летний педагогический стаж и высшая профессиональная категория. Ну а я так и не поняла: как все эти формулы и законы могут уместиться в этой симпатичной женской головке, а?!

Татьяна БУРДЕЛЬ


 

*Интроскопия – дословный перевод «внутривидение» – неразрушающее (неинвазивное) исследование внутренней структуры объекта и протекающих в нем процессов с помощью звуковых волн (в том числе ультразвуковых и сейсмических), электромагнитного излучения различных диапазонов, постоянного и переменного электромагнитного поля и потоков элементарных частиц.

Реклама