Уникальные разработки южноказахстанских ученых-2

506
Уникальные разработки южноказахстанских ученых
Акмарал Исаева демонстрирует возможности использования загрязненной почвы.

Как остановить миграцию соленой пыли, уничтожающей плодородный слой земли и на что пустить шесть миллионов тонн шлаков, оставшихся в наследство от фосфорного завода, знают наши южноказахстанские ученые. Некоторые их разработки и вовсе поражают воображение. Только представьте: наши биотехнологи создали микроорганизмы, способные очищать землю от тяжелых загрязнений, а воду – от нефтяных пятен, и не только это…

Из чего делают цемент? Пожалуй, ответ несложный – известь, глина, вода… Но для того, чтобы из этих природных материалов получить конечный продукт, необходимо их добыть, доставить на завод, там измельчить, смешать, обработать в печи. «Но зачем, во-первых, истощать земельные ресурсы, а, во-вторых, тратить огромные средства и энергию на добычу и доставку сырья, чтобы потом из всех компонентов сделать цемент? – спрашивает кандидат технических наук, директор научно-исследовательского управления ЮКГУ Еркин Махашов и продолжает: – Тем более что у нас есть столько фосфорного шлака, из которого можно получать прекрасный шлако-щелочной цемент! Причем по своим качественным характеристикам он ни в чем не уступает обычному цементу. Это результат многолетних исследований и работы профессора, д.т.н., директора НИИ строительных материалов, строительства и архитектуры Бакытжана Кудайбергеновича Сарсенбаева».

– Но разве такой цемент безопасен? Ведь фосфорный завод всегда считался вредным производством. А тут предлагается строительный материал, из которого дома возводятся… – спрашиваю я.

– Я не случайно сказал о многолетних исследованиях. К примеру, в Украине этим вопросом занимаются еще с 50-х годов. В Киеве даже построен дом с применением именно такого цемента. Думаю, если бы был вред, на разработку и испытания не выделялись бы средства, – парирует Еркин Махашов.

По словам Еркина Жумагалиевича, сейчас эта разработка на стадии промышленного запуска: «Мы определяемся с местом, где будет стоять цех: либо в Таразе, либо в Павлодаре».

– А как же Шымкент? Тем более что здесь столько залежей этого шлака. У нас ведь такому цеху самое место, – говорю я.

– К сожалению, весь этот шлак принадлежит частной компании ТОО «Кайнар». Мы хотели приступить к переработке шлака нашего фосфорного завода, но руководство предприятия не пошло на контакт. Возможно, у этого предприятия есть свои планы на шлак – не зря же они его выкупали. А в принципе, мы можем переработать все сырье на цемент, – отвечает Еркин Жумагалиевич.

Уникальные разработки южноказахстанских ученых
Экспериментальный участок.

ОНИ УЛУЧШАЮТ ЗЕМЛЮ

Впрочем, не только на цемент можно направлять шлак. Одно из направлений, над которым работают сегодня специалисты, – улучшение плодородных качеств земли при помощи удобрений, которые производятся из фосфорного шлака.

Мой собеседник Еркин Махашов – с ходу поражает цифрами: «Только представьте: ежегодно 1 млн. 600 тыс. тонн пыли из аральского региона мигрирует в нашем направлении. Это говорит о том, что в почву попадает соль, нарушая тем самым ее плодородные свойства. А у нас и без того 50-60% почвы в области – глинистая, и выращивать на ней что-либо без специальной обработки невозможно. Иначе будет большой расход как воды, так и удобрений».

Сразу два профессора и доктора технических наук – Данияр Калдыбаевич Аргимбаев и Курманбек Тажмаханбетулы Жантаев – работают над проектом переработки фосфорных шлаков в многокомпонентные удобрения пролонгированного действия.

«Сейчас не просто нужны удобрения, обогащающие почву, – нужны структурообразующие. Тип удобрений, над которым работают мои коллеги, создает именно структурообразующий эффект. То есть значительно повышается агрономическая ценность почвы. По сравнению с кратковременными удобрениями они будут длительного действия, а значит, вносить их в землю каждый год не придется».

Уникальные разработки южноказахстанских ученых
Образцы очистки бетона.

Профессор Орал Курганбекович Бисембаев и Еркин Махашов предлагают блокировать соль еще на аральской территории: «К сожалению, соль, которая в пылевых потоках мигрирует с аральской территории, содержит очень много вредных веществ – натрия, калия, хлора, сульфатов и сульфитов. Уже сегодня доказано, что снижение урожайности в Туркестане связано именно с этими пылевыми потоками. Сейчас мы работаем над вопросом подавления пыли и повышения агрономической ценности земли. Принцип пылеподавления заключается в создании на поверхности земли тончайшей пленки, которая не позволит пыли подниматься с поверхности земли. Этого можно достигнуть внесением в почву полимеров. Простейший пример: старый обойный клей (карбоксиметилцеллюлоза) – это полуприродный полимер. Нашей разработкой уже заинтересовались в Водном комитете Аральского моря».

– Но эта пленка не позволит ничему расти? – задаю вопрос я.

– Отнюдь. У нас есть талантливейшие биотехники, которые при желании и на свинцовом шламе могут лес развести. Это я, конечно, утрирую, но то, что шламы свинцового завода можно смело закрыть защитным травяным слоем – правда. Точно так же и на этой полимерной корке можно выращивать растения. Но это уже вопрос к нашим биотехнологам, – говорит Еркин Махашов.

В РОЛИ СОЗДАТЕЛЯ

Уникальные микроорганизмы, способные поедать нефтяную пленку в местах разлива нефтепродуктов, создали сотрудники НИИ биотехники и экологии ЮКГУ. А началось все в 2007 году с небольшого кружка «Биолог», объединившего энтузиастов – студентов и преподавателей ЮКГУ. Постепенно группа увеличивалась, в нее уже входили и школьники. За все эти годы на базе НИИ было защищено 8 кандидатских и две докторские работы, выпущено более 40 магистрантов.

«Мы изучали особенности количественного и качественного загрязнения почвы нефтепродуктами и вывели группу микроорганизмов, которые разрушают нефтепродукты, – рассказывает доктор биологических наук, директор НИИ биотехники и экологии ЮКГУ Акмарал Исаева. – На основе наших научных изысканий мы разработали концепцию биорекультивации загрязненных почв. Так, на первом этапе в почву мы вносим микроорганизмы, на втором – семена растений, на третьем – дождевых червей. Таким образом мы возвращаем почву в землепользование, а благодаря червям она становится еще и плодородной».

Еще одно направление, над которым работают биотехнологи, – пути очистки бетона, асфальта, щебня от нефтезагрязнений.

«Кому-то этот труд может показаться не таким глобальным, но если посмотреть на эту проблему с экологической точки зрения, станет понятным, насколько это актуально. Ведь в жару с загрязненных участков поднимаются испарения. Наши разработки, когда они будут доведены до совершенства, можно было бы применять в местах добычи, переработки, разлива нефтепродуктов, например, на СТО, АЗС, нефтеперерабатывающих предприятиях», – поясняет Акмарал Умирбековна.

Решили ученые и вопрос утилизации взрывоопасных отходов нефтепереработки. «Самое опасное, что при соприкосновении с воздухом они взрываются. Поэтому раньше их либо хранили в каких-то емкостях, которые заливаются водой, либо они закапывались в землю. Мы нашли группу микроорганизмов, которые способствуют полному распаду опасных веществ. Данная технология внедрена на «Петро-Казахстан» в 2007 году».

Чтобы очистить морскую воду от нефтеразливов, ученые НИИ создали микроорганизмы, которые могут поедать нефтяную пленку. Разработали ученые и способ очистки сточных вод с помощью водорослей и растений. Проект успешно внедрен на «Петро-Казахстан» и городских очистных сооружениях.

«Был разработан план мероприятий по очистке Кошкараты и даже получено одобрение от акимата области. Но дальше одобрения дело не пошло», – сожалеет Акмарал Исаева.

Одобрил акимат ЮКО и проект фитоконсервации отходов «Южполиметалла». «Мы предложили на этих отходах создать растительный слой, который бы удерживал отходы и не давал им возможности мигрировать с потоками ветра, – продолжает Акмарал Умирбековна. – Ведь сейчас это уже большая социально-экологическая проблема. На территории Абайского района содержание тяжелых металлов в несколько раз превышает предельно допустимую концентрацию. Более того, свинец был обнаружен в крови детей, проживающих на территории Абайского района. Наш проект понравился акиму области, но дальше одобрения в этом случае также не пошло».

В копилке биотехнологов НИИ масса интереснейших разработок, которые смело можно внедрять в нашу жизнь, чтобы сделать ее лучше и чище.

О них мы расскажем в следующий раз.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама