Публикация о финалистах престижного международного конкурса «Предприниматель-2014» в журнале «Форбс» стала неожиданностью не только для шымкентцев, но и для самой финалистки – Елены Харитиди, генерального директора ТОО «Мадлен KZ». О том, что бизнес-леди проходила отборочные туры конкурса, да и вообще получила предложение принять в нем участие, Елена Георгиевна никому не рассказывала. Даже самым близким. И дело не в неуверенности в себе, все проще – опыт участия во всемирных конкурсах у компании весьма невелик.
А тут все серьезно. Конкурс является частью международной программы EY «Предприниматель года» (Entrepreneur Of The Year® Award) и по праву считается самым престижным и известным конкурсом в области предпринимательства. География программы охватывает более 145 городов в более чем 60 странах мира. Эта награда – уникальный способ признания успеха предпринимателей, обладающих творческим потенциалом, умеющих заинтересовать других своими идеями, увлечь их своим энтузиазмом и достижениями. Конкурс направлен на признание вклада ведущих предпринимателей в национальную и мировую экономику, содействие подъему деловой активности и экономическому росту в странах–участницах конкурса, поиск предпринимателей, деятельность которых могла бы служить примером для следующего поколения бизнесменов.
В финал казахстанского этапа конкурса в числе восемнадцати самых достойных прошла и Елена Харитиди.
УСПЕХ ДЛИНОЙ В 19 ЛЕТ
С директором «Мадлен» в неформальной обстановке мы впервые встретились на костюмированном балу. Греческая богиня с плетеной корзиной подарков была почти настоящей, отсутствовал только налет снобизма, свойственный «богам» – «мы все знаем, мы все видели…» При следующей встрече в кофейне за чашечкой кофе выяснилось: отсутствует он и в повседневной жизни. Все по-домашнему просто, без пафоса.
Повод для встречи – конечно же, конкурс, но говорили о многом.
«О том, что можно только мечтать, чтоб хотя бы увидеться с организаторами этого конкурса, – признается Елена. – Это мировая четверка крупнейших консалтинговых компаний, самых успешных в мире. И когда мне предложили участвовать в конкурсе, конечно же, согласилась, но не без опаски! Не могла понять, чем очень даже небольшая компания могла привлечь столпов мирового бизнеса. Уже потом, во время анкетирования и собеседований, пришло осознание, что у «акул мирового бизнеса» несколько другие представления об успешности, соответственно, и критерии отбора существенно разнятся с отечественными конкурсами».
Но именно награды родной страны, считает Елена, и стали отправной точкой при выборе претендентов на участие в международных соревнованиях. А руководителю сети кофеен «Мадлен» есть чем гордиться – последние два года были очень урожайными на победы и высокие звания. Компания «Мадлен KZ» несколько раз становилась лидером отрасли в областных и республиканских конкурсах, побеждала в конкурсах налогоплательщиков, специалисты «Мадлен» представляли свою продукцию на республиканских гастрономических дегустациях и становились обладателями золотых медалей. Но любимая, будем так говорить, награда для Елены Георгиевны – орден золотого фонда бизнеса Казахстана. Это не просто награда – это признание компании на уровне страны. И все заслуги, считает Елена, – это упорный труд длиной в девятнадцать лет и команда, «без которой мне не жить»…
АДСКАЯ МАШИНА И САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ
«Первую семейную кофейню открыли папа и дядя (Нурлан Сейджапаров – авт.), –вспоминает Елена. – Я в то время окончила институт, сидела дома, воспитывала детей и ни в чем, в принципе, не нуждалась – муж прекрасно зарабатывал. Но сидеть в четырех стенах при моем характере – это невыносимо, а восемь лет домохозяйства стали казаться каким-то кошмаром! Решила выйти на работу, заняться творческим делом. В то время модно было открывать бутики, салоны всякие, и я туда же, супруг был не против. Против выступили мои родные. Папа сказал: «Почему бы тебе не помогать нам?» Я всегда отлично пекла, были семейные рецепты от мамы, от бабушки. Вот я и пригодилась. А вскорости втянулась и развила бурную деятельность. Нам пришлось расширяться, и отец купил сапожную мастерскую рядом с домом – сегодня там один из магазинов «Мадлен». Через пару лет я привезла из Греции кофе-машину… Надо мной не смеялся только ленивый! «Кто будет пить кофе, сделанный машиной? – возмущались папа с дядей, – адский аппарат какой-то. Все нужно делать руками!» Вот такие они были консерваторы в свое время. Но время менялось, и им пришлось меняться – не могли же мы занимать помещение огромным количеством песочных поддонов с турками. Менялись и посетители, они хотели пробовать эспрессо и капуччино. Клиенты хотели не только пить кофе с булочками, но и завтракать у нас, обедать и ужинать…»
Когда регистрировали название предприятия, особых вопросов не возникло. И ошибается тот, кто считает, что кофейня «Мадлен» названа на французский манер. Мужчины составили название из имен дорогих им женщин: Мадины и Лены – всего-то-навсего…
Сегодня семейная империя с красивым именем насчитывает двадцать магазинов, кофеен и ресторанов в четырех городах Казахстана, а число сотрудников выросло с 12 до 850.
«Мы открывались в Алматы и Астане без единого слова рекламы, – рассказывает Елена. – Спросите любого предпринимателя, что такое иметь клиентов по умолчанию. Это огромный успех. Я не устаю благодарить за наш успех именно шымкентцев, мы особенные люди, мы патриоты своего города в любом месте! Так случилось и в столицах – первыми в «Мадлен» пришли именно земляки со словами: «Ну наконец-то вы открылись!»»
В ЧЕМ СЧАСТЬЕ?
Счастье – в качестве жизни, считает Елена Харитиди. Причем качество должно быть во всем: в личных отношениях, в отношении к окружающим, в работе и даже в еде.
«Мне кажется, что качество того, что ты делаешь, нужно доказывать собственным примером. Я кормлю в любом заведении «Мадлен» даже свою маленькую дочь, – улыбается Елена, – вся наша семья питается в «Мадлен». Мы принципиально не пользуемся непроверенным сырьем, ингредиенты для продукции закупаются только у производителей с надежной репутацией, как отечественных, так и зарубежных. У нас есть поставщики в Казахстане, Греции, Италии, Франции. Много бываю за рубежом – ищу не только уникальные рецепты, но стараюсь и перенять культуру гигиены. Поверь, в Европе, например, просто по определению все по-другому. Выполняются все требования заказчика: если от поставщика требуется привозить мясо с температурой плюс восемь градусов, оно таким и будет в любое время года. У нас такой четкости отношений производителя и покупателя пока нет. Поэтому и срок реализации нашей продукции всего несколько часов, и то только при надлежащем хранении, а европейцы, причем гастрономы с мировыми брендами, могут продавать свои десерты по два-три дня. У них культура гигиены в крови, а нам еще свою надо строить. Есть к чему стремиться!»
Елена считает, что настало время семейных предприятий – в стране выросло уже второе поколение предпринимателей, взявших бразды правления компаний своих родителей. «Я не буду загадывать, не люблю, – поясняет Лена, – но хотелось бы, чтоб дети продолжили наше дело. Один из моих сыновей учится ресторанному дело, младшая дочь – безумно творческий ребенок. Украшать торты, пирожные, десерты – ее любимое занятие. Но мы только предполагаем, а располагает сами знаете кто. Но надежда есть!»
В новогодних поздравлениях от Елены Харитиди чаще всего звучит слово «любовь», хотя ничего удивительного, девиз компании «Мадлен KZ» – сделано с любовью, и это самое святое чувство. Если дарить его окружающим, считает директор сладкого предприятия, оно обязательно бумерангом вернется в каждый дом.
К слову, финалисты казахстанского этапа конкурса «Предприниматель-2014» будут награждены в феврале 2015 года, но только один из них отправится представлять Казахстан в международном финале, который пройдет летом в Монте-Карло. «О тебе написали в «Форбс» – это круто! Мы будем за тебя болеть!» – сказали сыновья Елены и предложили серьезную моральную поддержку.
«Мадлен» – это тоже круто!» – уверена Елена.
Елена БОЯРШИНОВА