Самой обсуждаемой темой декабря и января стали внесенные поправки в «Закон о дорожном движении». В соцсетях и по телефону, на работе и дома нововведения не обсуждали только ленивые.
Ребенок не пристегнут ремнем безопасности в машине — штраф! Говоришь за рулем по сотовому — штраф! Не включены фары — штраф! Говоря иначе, государственный бюджет за счет нерадивых водителей будет пополняться активно. Поправки, вступившие в законную силу в новом 2015 году, вызвали шквал отрицательных эмоций у казахстанцев. Больше всего вызывают недоумение у автолюбителей требования по наличию детских сидений и удерживающих устройств.
«Если у меня трое маленьких детей, я должен всех троих сажать в такое кресло? А где взрослым сидеть? О чем думают люди, которые утверждают такое законодательство? Я не понимаю…»
«Таксисты, например, не берут пассажиров с маленькими детьми, потому что не имеют детских кресел. И что, теперь зимой родителям придется стоять и мерзнуть с маленьким ребенком на руках? Это смешно. Ничего другого придумать не могли!» — возмущаются автовладельцы Шымкента.
Законодательная норма о специальных сиденьях для детей вызвала ажиотаж среди населения. Все кинулись приобретать кресла. Хотя по закону достаточно установить удерживающие устройства. Но горожане поправки понимают по-своему. С прилавков сметают даже тот товар, что лежал годами.
«Сейчас спрос на детские кресла и дефлекторы вырос. За один день мы продали весь товар, даже тот, который залежался на складе. Покупателей очень много, в основном берут продавцы на рынках. Покупают по 5-10 штук и перепродают в два-три раза дороже. У нас на данный момент нет в наличии автокресел, но через две недели уже завезем», — сказала Загипа Абдукадирова, продавец автоаксессуаров.
Еще одно нововведение: теперь водителю и пассажирам без разрешения полицейского запрещается покидать транспортное средство в случае остановки автомобиля сотрудником органов внутренних дел. Данная норма направлена на предотвращение нападений на инспекторов. Однако южноказахстанские автовладельцы по привычке спешат выйти из машины и пожать руку блюстителю закона.
Поправки коснулись и автомобильных примочек типа «кенгурятник», оказавших теперь вне закона. Новый технический регламент запрещает конструкции, не предусмотренные разработчиками транспортного средства. В черный список попали тысячи машин. Владельцам внедорожников хоть и хочется с помощью тюнинга придать своему авто грозный вид, но закон превыше всего.
«Я не могу убрать «кенгурятник». Это заводская установка, наверное, инженеры смыслят в этом больше, чем они. Запрещать заводские установки на авто смешно. Может, тогда и АБС отменят. Может, и в нем какой-то вред есть. Я не согласен с новыми поправками в законодательстве», — возмущенно говорит водитель внедорожника.
Не придется тратиться автовладельцам на регистрацию доверенности транспортного средства. Главное — вписать имя человека, которому вы передаете право на вождение в страховой документ, чтобы при ДТП он смог в полной мере ответить за последствия.
Самым простым требованием к автовладельцам, по словам самих водителей, является включение фар и дневных ходовых огней в светлое время суток. В Шымкенте большая часть водителей включила габаритные огни уже с 1 января, несмотря на то, что требование вступило в законную силу только с 7-го.