«Это несправедливо…» – хнычет мальчишка, которого родители поставили в угол за ослушание. «Добьюсь ли я справедливости?» – вопрошает в конце обращения в суд пенсионер, замучившийся доказывать свое право на смежную с его участком землю. «Так несправедливо!» – возмущаются рабочие предприятия, получившие зарплату на порядок меньше, чем их коллеги-иностранцы.
Справедливость… Такое сладкое слово. Все ее хотят, некоторые так просто жаждут. И при этом у каждого из нас есть свое представление о справедливости. Возможно, поэтому справедливость считается едва ли не самой сложной и емкой из всех морально-этических категорий. Для кого-то это «золотое» мерило человечности. Помните, задорновское: «Ну, как будем судить: по суду или по справедливости?»
Жажда справедливого к себе отношения столь многогранна и столь велика у всех без исключения народов, что Генеральная ассамблея ООН провозгласила установление Всемирного дня социальной справедливости. Он отмечается 20 февраля. К слову, впервые учредить Всемирный день социальной справедливости предложил не кто-нибудь, а бывший президент соседнего с нами государства Кыргызстан Курманбек Бакиев. А теперь этому человеку закрыт путь в свою же родную страну. Согласитесь, несправедливо, да?!
По замыслу организаторов, эта международная дата – Всемирный день социальной справедливости – должна способствовать искоренению нищеты, обеспечению людей полной занятостью и достойной работой, достижению равноправия мужчин и женщин, а также установлению социального благосостояния и социальной справедливости для всех. Более того, ООН считает стремление к социальной справедливости одной из главных своих миссий. Вот это здорово!
По мнению ООН, поддерживать принципы справедливости можно. Для этого надо устранять барьеры, возникающие перед людьми. Что это за барьеры? Это пол (мужской или женский), возраст, расовая, этническая или религиозная принадлежность, культура, наличие инвалидности. Основной документ, работающий в этом направлении, – Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. При желании полный текст этого документа можно прочесть в Интернете на одном из сайтов ООН или МОТ.
Все это неплохо, но, возможно, у вас возникнет вопрос: о какой-такой социальной справедливости можно говорить, когда у нас сегодня разница в материальном достатке одних людей по сравнению с другими размером в пропасть. Кто-то печалится тем, что партнер Bentley новый купил, а у него самого «только» Ferrari, а у кого-то сапоги «грозятся» не дожить до конца сезона или уголь в сарае кончается. Как говорится: кому супчик жидковат, кому бисер мелковат…
Помнится, без малого два года назад, в апреле 2013 года, правительству Казахстана было поручено сократить разрыв между богатыми и бедными. Тогда, выступая на заседании Совета предпринимателей при президенте, Нурсултан Назарбаев сказал: «Вопрос не заключается в том, как мы ВВП развиваем на душу населения, не это важно. Надо смотреть, сколько у нас бедных, какая разница между бедными и богатыми, а разница у нас значительная…» И далее: «Есть специальный мировой рейтинг… знаете, да? У нас он пока 6. Опасно, когда к 10 приближается», – предостерег глава государства. Прошло время, интересно, вспомнят ли об этом поручении чиновники из правительства?
Вот как вы думаете, откуда у молодежи – детей простых рабочих и служащих – возникают протестные настроения? Откуда-откуда… Глаза-то у них есть. Допустим, подросток с мамой живет на съемной квартире в Зеленой балке, а его сверстника из трехэтажного особняка, окруженного роскошным садом, на учебу подвозит водитель, он же охранник. И на карманные расходы ребенку из такой «буржуйской» семьи дают в день столько, сколько мама паренька за весь месяц зарабатывает. Как тут не возмутиться?
Хорошо, если о молодежи с помощью ряда программ позаботится государство да найдется неравнодушный специалист, который направит-проконсультирует должным образом. А если нет?
Что там говорить, конечно, и в советское время в нашем городе были элитные дома, во всяком случае была ощутима разница в качестве жилья, скажем, в цемпоселке или на улице Горького (теперь Тыныбаева). Но все же такого резкого контраста в уровне доходов не ощущалось.
Что делать? Как добиваться социальной справедливости? Есть профсоюзы, приемная партии «Нур Отан», другие партии, финпол опять же… Только не слишком усердствуйте в этом. А то существует закономерность: как только человек начинает пытаться искать справедливость на работе, так вскоре его место становится вакантным. Шутка.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА