Поколение трудоголиков. 70-летию Великой Победы посвящается…

174
Рядом со взрослыми всегда на подхвате были дети-подростки
Рядом со взрослыми всегда на подхвате были дети-подростки
Рядом со взрослыми всегда на подхвате были дети-подростки

В годы Великой Отечественной войны поток ежедневной продовольственной помощи тыла фронту складывался из множества ручейков. Работали совхозы, колхозы, сельхозартели. Да что там говорить: едва ли не каждая советская сельская семья передавала-отправляла бойцам запасы съестного с личного подворья. Одной из таких была семья Хреняковых из села Ванновки Тюлькубасского района.

Когда началась война, Раисе Хреняковой было чуть больше десяти лет. Ее отец – Андрей Никанорович – работал секретарем сельского совета. Мама – Вера Яковлевна – была звеньевой огородной бригады в колхозе «Победа», трудилась с начала его образования в 1929 году. В семье было пятеро детей. Отца из-за порока сердца в армию не призвали, зато поручили ответственное дело. В его обязанности входило собирать по селам (Высокое, Корниловка, Бурное…) так называемый «военный продналог»: овощи и фрукты, шерсть, масло, яйца, сухофрукты. Все это на тележке он вез в райцентр, сдавал на заготпункт. Труд этот был нелегкий, в итоге Андрей Никанорович окончательно подорвал свое здоровье и умер на следующий год после войны. Было ему всего 40 лет…

А Рая с сестренками и братишками с самого раннего утра помогали маме – обегали дома 12 работниц бригады, сообщали им, кто где – на каком поле-огороде-саду – сегодня должен работать, территория колхоза, по воспоминаниям Раисы Андреевны, была «огроменная, за полдня не обежишь».

Колхозницы выращивали картофель, капусту, помидоры, огурцы, бахчевые, виноград, яблоки, сливу. С овощами, понятное дело, хлопот было предостаточно: сначала рассаду надо было вырастить, потом пересадить ее в грунт, а далее – прополка, рыхление-окучивание, подвязывание, полив. Самое приятное – сбор урожая. Собранные овощи солили, фрукты – яблоки, груши, вишню, урюк, виноград и дыню – по возможности сушили. И все это мешками отправляли на фронт. Раиса Андреевна до сих пор помнит имена работниц бригады – Поля Чурикова, Нюра Перфильева, Анастасия Хлопова, Фрося Хренякова, Елена Лактионова, а еще Ромахова, Садовская, Калашникова и другие.

Рядом со взрослыми всегда на подхвате были дети-подростки. Полностью на их ответственности был и домашний огород, а тогда он был в 30 соток. Дети же собирали по оврагам хворост и коровий кизяк – в те годы это было основным видом топлива.

В годы войны учеба не прерывалась, просто начиналась позднее обычного – 1 ноября. В осенние и зимние вечера Рая с сестрой Ниной помогали бабушке Кате прясть пряжу из овечьей шерсти, она же и научила их искусному вязанию на спицах. За годы войны их семья отправила бойцам на фронт сотни пар носков.

Детей в семье Хреняковых держали в большой строгости. Все трудились очень много. Искренне верили, что чем больше вырастят-сохранят урожая, тем ощутимее будет помощь фронту, тем скорее наступит победа.

Лишений и трудностей в ту пору выпало на всех одинаково много. Детская память девочки Раи сохранила такой случай. Однажды осенью к ним в дверь постучались две странницы, попросились переночевать. Сказали, что они из эвакуированных, идут к своим родным. Ночных гостей посадили к столу, поделились едой. Наутро хозяйка с трудом разомкнула глаза – проснулась от того, что почувствовала холод, тянувшийся от незапертой двери. Оказалось, что ночные гостьи сбежали из дома, прихватив самое ценное, включая всю до последней пары обуви домочадцев. И тут все вспомнили, что для чая странницы вчера дали своей травки, видимо, это было какое-то снотворное снадобье. Мать побежала к соседям, те дали лошадку, но поиски, вплоть до села Кулан, ни к чему не привели: воровок словно след простыл. К этой беде вскоре добавилась другая – однажды ночью увели из хлева единственную корову-кормилицу семьи. И тоже без следа. Была версия, что это кто-то из эвакуированных семей, но не пойман – не вор. Да, и такое было…

Известие о долгожданной победе вмиг сделало счастливыми всех жителей села. Было море слез, песен, смеха, улыбок.

Из пяти родных братьев мамы, которые воевали на фронте, вернулись двое – одного из братьев – Якова Шестакова – разорвало на минном поле, Иван пропал без вести, Гаврила был ранен, попал в плен, Василий и Григорий вернулись с войны невредимыми. К слову, Василий Шестаков с войны вернулся в родной колхоз «Победа», стал хлеборобом. За рекордные урожаи пшеницы получил Героя Социалистического труда.

В послевоенные годы в поисках лучшей доли Раиса уехала из колхоза сначала в Чимкент, затем переехала в Ташкент, где трудилась в «почтовом ящике» – на военном электроламповом заводе. Вышла замуж и стала зваться Раисой Андреевной Коченовой, родился первенец Юра. Затем личная судьба кардинально поменялась: случился развод, и Раиса Андреевна с сыном попали на целину, точнее в Ново-Никольский зерносовхоз, жили, работали. В конце концов они вернулись в родную Южно-Казахстанскую область, в Шымкент, но не одни, а с новым супругом-отцом, фронтовиком, и вторым сыном Сергеем. Семья получилась отличная, дружная…

Последние до пенсии 17 лет Раиса Андреевна Коченова проработала в системе государственного страхования. О людях этой профессии шутят: «Страховой агент должен сделать две вещи: сначала напугать потенциального клиента, а потом обнадежить его». У нашей героини это получалось.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Новости партнеров