C 1 января 2015 года введены в действие новые уголовный, уголовно-процессуальный и административный кодексы. Часть статей усиливает наказание за проступки в сфере семейно-бытовых отношений.
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий наказывается штрафом в размере до 100 месячных расчетных показателей либо исправительными работами и арестом сроком до 45 суток. Однако не всегда женщины обращаются за помощью к полиции. Некоторые просто убегают из дома, где их унижали. Причем будучи беременными.
Пережить тяжелые моменты жизни казахстанским женщинам помогает «Дом мамы». Два года назад такие дома при поддержке отечественных бизнесменов стали открывать по всей стране. В Шымкенте в прошлом году заработал первый дом, а в феврале 2015-го ― второй.
«За время работы в Южно-Казахстанской области дома приняли порядка 50 женщин. Цель фонда — профилактика отказных и брошенных детей. Наш учредитель со своими друзьями решил закрыть все детские дома в республике Казахстан», — рассказала Оксана Браткова, координатор проекта «Ана уйі».
Мама новорожденной Миланы ушла из дома, будучи беременной, в крайне депрессивном состоянии. Немного времени и усилий сотрудников дома — и опостылевшая еще вчера жизнь сегодня уже не кажется молодой маме такой невыносимой.
«Я жила у подруги. Она сказала: «Убери ребенка, мне не нужны сплетни, что ты живешь у меня, здесь забеременела. Или уходи на квартиру.» А у меня нет возможности снять квартиру, и пойти мне некуда. С того дня, как я сюда пришла, мнение сразу поменялось: я почувствовала шевеление, появился интерес. До сих пор жалею о том, что когда-то хотела убить ребенка», — рассказывает женщина.
Молодые женщины обращаются в «Дом мамы» как в последнюю инстанцию. Справиться с тяжелым душевным состоянием им помогают опытные психологи. После нескольких сеансов негативное отношение к жизни меняется кардинально.
Как отмечают сотрудники государственных домов малютки, благодаря «Домам мамы» в 2014 году количество детей-отказников уменьшилось почти в три раза, до 613 малышей. Тогда как ранее эта цифра варьировала от тысячи до полутора тысяч. Это значит лишь одно — большая часть детей не лишилась самого близкого человека в жизни — мамы.
Татьяна Бурдель