Накануне профессионального праздника казахстанских полицейских наша редакция обратилась с предложением к ДВД ЮКО назвать одного из лучших сотрудников, о котором можно подготовить публикацию. Мы предполагали, что найти «самого-самого» среди отнюдь не малочисленного отряда южноказахстанских полицейских окажется делом нелегким даже для опытных сыщиков. Однако ответ пришел неожиданно быстро.
В ПОИСКАХ «САМОГО-САМОГО»
Начальник управления государственного языка и информации ДВД ЮКО Салтанат Каракозова обосновала выбор так: «Призвание и профессионализм – вот главные составляющие настоящего полицейского. Это качество не редкость среди сотрудников правоохранительных органов. Выбрать было бы нелегко. Но сейчас очень актуальны дела, связанные с расследованием дорожно-транспортных происшествий. Аварийность, травматизм и смертность на дорогах напоминают сводки с театра военных действий. Наиболее резонансными происшествиями занимается отдел расследований управления дознания. Именно из этой службы и решено было предложить нашего кандидата. Здесь все ребята – настоящие профессионалы, но сами они единогласно выбрали «самым-самым» дознавателя по особо важным делам подполковника Болата Ескараева».
Так определился наш герой.
В полицию Болат Ескараев пришел в 1996 году, сразу после университета. 9 лет проработал в следственном отделе Абайского РОВД. Теперь уже шесть лет служит в отделе расследований. При встрече он сразу предложил говорить не о своей личной жизни, но о проблемах автомобилистов, дорог, специфике службы.
САМЫЕ ОПАСНЫЕ ДОРОГИ ШЫМКЕНТА
По мнению Болата Ескараева, самый опасный дорожный участок в Шымкенте – это перекресток Аргынбекова – Утегенова. «Не проходит недели, чтобы здесь не произошло крупного ДТП, – обосновывает свое убеждение подполковник. – Обе эти дороги имеют прекрасную инфраструктуру, перекресток оборудован светофорами и всеми необходимыми дорожными знаками, полотно по всем правилам расчерчено хорошо видимой дорожной разметкой. И все равно машины бьются».
Однако в мистику дознаватель не верит и объясняет причины повышенной аварийности весьма прозаично: «Если ехать по улице Утегенова, особенно со стороны Алматы, то у водителя вполне естественно возникает ощущение, что именно эта улица является главной. После долгой дороги из южной столицы автолюбители теряют бдительность, не замечают ни знаков, ни дорожной разметки. И вдруг оказывается, что они должны уступать тем, кто следует по Аргынбекова. Но в последний момент не каждый успевает сориентироваться. Вот и происходят ДТП».
Вообще полицейские уверены, что в Шымкенте нет «заколдованных» перекрестков или «роковых» переходов. Все дело, увы, в банальных причинах: либо отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров, либо, что еще хуже, в абсолютном игнорировании правил дорожного движения и элементарного чувства самосохранения как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: КТО ЭТИМ ПОЛЬЗУЕТСЯ?
В Казахстане внедрено обязательное страхование автотранспортных средств. В том числе и на случай ДТП. По идее, именно это обстоятельство освобождает рядовых автолюбителей, пострадавших в ДТП, от решения вопросов по возмещению понесенного ущерба. Если имеются соответствующие документы, что не ты стал виновником аварии, при которой твоей машине причинен вред, то страховая компания должна возместить затраты.
Обычная картина в случае ДТП, что виновник аварии, благо он с этим согласен, быстро и наличными оплачивает весь урон потерпевшей стороне. И ни виновник, ни жертва при этом даже не думают, что ущерб потерпевшим должна возмещать страховая компания. Впрочем, бывает и по-другому.
«У нас очень грамотные люди, вполне юридически подкованы, – считает Болат Ескараев. – Но эта грамотность очень специфична. Наши люди месяцами готовы спорить друг с другом, выступая даже в суде как частные лица. Но вот потребовать исполнения договорных обязательств от юридического лица, той же страховой компании – тут весь запал у наших джигитов исчезает.
А ведь, по большому счету, виновник ДТП всегда знает свою ошибку. Конечно, тут еще и личные амбиции, но в основном лишь нежелание оплатить причиненный ущерб, толкают виновника на упорное оспаривание очевидных фактов».
О ПРЕСТУПНИКАХ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ
«Я часто вспоминаю слова Шарапова, который говорил, что на войне ему было все ясно: здесь наши, там – враги. А придя в милицию, ему было сложно разобраться, кого считать «чужим». У меня получилась примерно похожая ситуация на службе в разных отделах полиции. Когда я работал следователем по уголовным делам, то знал, что на той стороне – явный преступник, человек, который осознанно пошел на кражу, грабеж, убийство, ради корыстных целей. Бывали, конечно, и исключения. Но в основном криминальные преступления – это результат вполне очевидной деградации личности. И даже если преступления были очень «умно» обставлены, все равно следователь понимает, что на той стороне – враг общества», – говорит Болат Ескараев.
«А в работе с виновниками ДТП, которые формально также могут быть признаны судом как «преступники», несколько иная ситуация, – продолжает он. – Ни одно ДТП не происходит намеренно (за исключением, естественно, более тяжких преступлений, замаскированных под ДТП). Ни один автомобилист, выезжая утром из дома, не намеревается кого-то сбить, в кого-то врезаться или «заработать» весомый штраф. И все-таки каждый день регистрируются десятки ДТП, нарушений и преступных действий водителей. Излишне говорить, что в основном каждый водитель, участник ДТП, считает себя правым. Признать свою ошибку редко кто способен. И здесь на органах дознания лежит очень большая ответственность – точно выяснить причины того или иного ДТП, все обстоятельства происшествия. В конечном итоге от этого зависит дальнейшая судьба гражданина».
АВАРИЙНЫЕ ФАКТОРЫ
Два года назад один известный шымкентский адвокат пытался создать прецедент, доказав, что он совершил ДТП по причине крайне аварийного состояния дорог. Автомобилисты без труда поймут, о чем речь. Как часто приходится экстренно выруливать на «встречку», объезжая яму на «своей» полосе. Однако суд тогда отказал в рассмотрении иска, и несмотря на свой огромный опыт и авторитет адвокат так и не смог доказать ответственность дорожных служб и коммунальщиков за «аварийные факторы».
«Состояние дорог и погодные факторы – все это внешние факторы, – резюмирует Болат Ескараев. – И в соответствии с существующими нормами ответственность автолюбителя здесь только возрастает, но никак не уменьшается. Конечно, мы обязательно отметим в выводах своего расследования влияние «внешних факторов». Возможно, они будут облегчающими обстоятельствами, но вряд ли станут оправданием».
Не раз в практике расследователей имелись случаи, что страшные ДТП происходили по вине третьих лиц. Неожиданно на дороге «сосед» вильнул… Избегая столкновения с ним, водитель сделал вираж. В него врезался третий участник движения. При этом первый благополучно уехал, и доказать, что именно он создал аварийную обстановку, фактически невозможно. Хотя сейчас, с распространением видеорегистраторов, ситуация меняется. Очень помогают и камеры видеонаблюдения, установленные на городских улицах. Это дисциплинирует водителей.
И ВСЕ-ТАКИ О ЛИЧНОМ
Несмотря на нежелание Болата Ескараева рассказывать лично о себе, его портрет отчасти помогли дорисовать коллеги.
«Наверное, если бы Болат не был полицейским, из него получился бы прекрасный учитель или психолог, – рассказал начальник отдела расследований Абдумалик Койшебаев. – Но и в полиции эти качества очень востребованы. В нашем отделе очень важна наставническая работа с молодыми кадрами. А у Болата есть чему поучиться.
Впрочем, не только профессиональный опыт и знания могут быть предметом для подражания. Болат Ескараев вместе со своей супругой и тремя детьми стали призерами конкурса на лучшую семью. Дети – особая гордость Болата. Старшего сына Сункара с удовольствием взяли в физико-математическую «Назарбаев Интеллектуальную школу», у парня прекрасные способности к математике. А его жена Ляззат Маратовна на вопрос, не приходится ли жаловаться на то, что муж дома редко бывает, с улыбкой ответила: «Я знала, за кого замуж выходила».
Данил ШЕМРАТОВ