В Южно-Казахстанской областной клинической больнице провели две операции по эндопротезированию локтевого сустава. Операции проходили в рамках мастер-класса, который проводил хирург-ортопед из Курганского института травматологии и ортопедии Российской Федерации (центр Гавриила Илизарова) Эдуард Горбунов. Эта первый опыт подобных операций в нашей области. Более подробно об этом мы поговорили с врачом-ортопедом ЮКО клинической больницы Нурболом Саховым.
– Нурбол Срайлович, в каких случаях показана замена локтевого сустава?
– Подобные операции делаются, когда сустав фактически перестает выполнять свою функцию и теряется возможность движения. Это происходит из-за травм, патологий локтевого сустава и различных заболеваний, среди которых чаще всего встречается ревматоидный полиартрит. В результате этого заболевания ограничение движений в локтевом суставе значительно снижает качество жизни пациентов. Человек не может самостоятельно обслужить себя. Даже элементарные процедуры, такие как умыться, причесаться, самостоятельно поесть, из-за болевых ощущений становятся практически невозможными. Такие люди вынуждены постоянно принимать обезболивающие препараты. Но со временем организм адаптируется к ним, и их действие с каждым разом уменьшается. В таких случаях единственным эффективным методом является полная замена сустава – эндопротезирование.
4 июня мы провели две такие операции. Двум женщинам заменили сустав на эндопротез из титанового сплава фирмы «Страйкер» с использованием костного цемента. У одной пациентки был диагноз «ревматоидный полиартрит», причем страдала она им на протяжении многих лет. Вторая больная к нам попала после тяжелой травмы. Вообще мы готовили изначально троих пациентов, но третью операцию пришлось отложить из-за сопутствующих заболеваний у больного.
– Как на сегодняшний день чувствуют себя прооперированные женщины?
– Они уже дома. Чувствуют себя замечательно. Через два месяца мы начнем реабилитационное лечение.
– К какой категории по степени сложности относятся операции по эндопротезированию?
– Операции по замене суставов – тазобедренных, коленных, плечевых, локтевых – считаются сложными. Но в нашей клинике опыт уже наработан. В течение пяти лет мы проводим эндопротезирование тазобедренных суставов. В прошлом году мы поставили 176 тазобедренных эндопротезов и 30 коленных. Причем, хочу отметить, все операции по эндопротезированию у нас проводятся бесплатно – все оплачивает государство. На этот год мы уже запланировали протезирование плечевого и межфалангового суставов кисти рук.
– На какой срок ставится протез?
– Сами по себе протезы не изнашиваются – они же из титанового сплава. Но если человек ведет не здоровый образ жизни, нарушает ортопедический режим, неправильно питается, со временем у него меняется состав кости. Обычно мы говорим, что, если тазобедренный эндопротез прослужил 10-15 лет, это хороший срок. И если человеку меняем протез, то не из-за изношенности самого протеза, а из-за измененного состава кости.
Хочется еще немного рассказать о самих имплантатах. Они бывают цементные и бесцементые. Поверхности ножек цементных протезов имеют гладкую структуру, у бесцементных она шероховатая. Способ фиксирования эндопротеза выбирается индивидуально для каждого пациента. Большую роль играет возраст больного. У пожилых людей низкая прочность костей из-за остеопороза. В этом случае предпочтительней цементное фиксирование. Но выбор делается для конкретного больного на основании обследования. Важным является и пол. Женщины с возрастом утрачивают прочность костей вследствие остеопороза, для них подбирается искусственный сустав с фиксацией при помощи цемента. Артроз, наоборот, повышает костную плотность.
Также учитывается форма канала кости бедра. При широком канале и тонких стенках кости применяется цементное фиксирование.
– Сколько времени занимает операция по замене локтевого сустава на эндопротез?
– Всего 2-2,5 часа. Больше времени уходит на подготовительные работы.
– Какая анестезия в этом случае применяется?
– В случае с локтевым суставом мы применяем проводниковую анестезию, происходит блокирование нервной передачи в той области тела, где планируется выполнение операции, что проявляется полным обездвиживанием и обезболиванием. Проводниковая анестезия гарантирует полное отсутствие боли при ясном сознании пациента. Знаете, некоторые веселые пациенты во время операции нас развлекают, рассказывая анекдоты. Они шутят, а мы оперируем.
– Сколько специалистов на сегодняшний день в областной клинической больнице готовы делать операции по замене суставов?
– В нашем отделении – хирургов пять-шесть. Вообще, на каждую такую операцию всегда готовятся, как мы говорим, «моются», четыре хирурга – один «оператор» (оперирующий хирург) и три ассистента. Конкретно по замене локтевого сустава – один «оператор» и два ассистента.
– Есть ли какие-либо ограничения по проведению подобных операций?
– Нет. Самое главное, чтобы не было сопутствующих заболеваний.
– Нурбол Срайлович, спасибо вам за интересную беседу. Удачи вам и вашим коллегам и, конечно, здоровья.
В заключение добавлю, что недооценивать роль суставов в нашей жизни нельзя. Ведь именно они дают нам возможность двигаться. А движение, как известно, жизнь. Поэтому очень важно не дать своим суставам «заржаветь» раньше времени. Конечно, современная медицина движется вперед, и, если возникает необходимость, специалисты могут многое заменить в нашем теле. Но лучше подольше сохраниться такими, какими нас сотворила природа.
Татьяна БУРДЕЛЬ