В Казахстане появится инвестиционный суд

533

В Казахстане появится инвестиционный судПрезидент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев обозначил стратегические задачи, стоящие перед нашим обществом и государством, – это количественное увеличение представителей среднего класса, являющегося основой стабильности и прогресса, развитие внутреннего рынка с учетом потребностей всех регионов, создание новых мест, бескомпромиссная борьба с коррупцией, утверждение в обществе культуры толерантности как важнейшего социального фактора общественного благополучия и личностной гражданственности.

Для выполнения поставленных задач в Казахстане принята программа, в рамках которой президент Казахстана сформулировал «100 конкретных шагов».

Мы обсудили один из пунктов программы – «Создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам» с судьей Абинуром Карабаевым.

– В феврале этого года в Астане в ходе встречи, организованной Верховным судом республики на тему «Справедливая судебная система и стабильное законодательство – основа привлекательности инвестиционного климата», прозвучало предложение о создании аналога арбитражного суда, касающегося исключительно инвестиционных проектов. Эта инициатива направлена целиком на создание благоприятного инвестиционного климата, эффективной защиты интересов инвесторов, а в конечном счете – и обеспечение дальнейшего экономического развития нашей страны.

В связи с этим напрашивается вопрос: а разве до того интересы инвесторов в нашей стране плохо защищались?

– До настоящего времени все споры, касающиеся инвесторов, у нас рассматриваются в основном в экономических и районных судах. И, к сожалению, приходится констатировать, что далеко не во всех вопросах нам удается соответствовать международным стандартам. Между тем иностранный инвестор хоть и обязан учитывать законодательство нашего государства и выполнять наши законы, в то же время также сильно ориентируется и на нормы международного права. Имелся ряд прецедентов, когда иностранный инвестор, будучи признанным отечественным судом нарушителем по законам Казахстана, обращался в международные судебные инстанции и там успешно доказывал свою правоту. Это объективный и неизбежный фактор, сопутствующий становлению правовой и инвестиционно-экономической системы любого государства с развивающейся экономикой.

Не могу не коснуться здесь еще и специфических «внутренних болезней» как-то: частая реорганизация правительственных структур, передача полномочий по управлению отраслями экономики от одного центрального ведомства в другие или во вновь создаваемую структуру. Отсутствие преемственности решений центральных органов власти, увеличение административного давления на бизнес, определенная степень коррупционности в государственных органах, нестабильность законодательства, частое изменение законодательства, отсутствие единообразной правоприменительной, в том числе судебной практики.

Отмечу также, что наиболее типичными спорами между инвесторами и государственными органами являются вопросы взимания налогов, таможенных платежей, взысканий и платежей за загрязнение окружающей среды. Некоторые инвесторы оспаривали требования государственных органов в местных судах, считая их завышенными и необоснованными, другие соглашались и платили, третьи обращались в международные арбитражи. В связи с этим очень своевременной является инициатива Верховного суда Республики Казахстан о создании в Казахстане специализированного суда для разрешения инвестиционных споров.

Чтобы как можно оперативней и успешней решить эти проблемы, в Казахстане и планируется создание специального суда, который будет решать споры и проблемы исключительно иностранных инвесторов. Действительно, квалифицированный и беспристрастный суд, пожалуй, является одним из ключевых критериев обеспечения безопасных и предсказуемых условий для инвестиций.

– Получается, что иностранные инвесторы оказываются в лучшем положении, чем наши отечественные?

– Ни в коем случае не хочу сказать что-либо плохое об отечественном инвесторе, производителе. Но отмечается такая ситуация: у нас в стране по госпрограммам, с помощью миллионных государственных субсидий строятся десятки новейших и, казалось бы, перспективнейших производств, заводов, фабрик. Недели не проходит без того, чтобы в каком-нибудь регионе не отчитались об открытии очередного грандиозного «проекта века». А пройдет месяц-другой, от силы полгода, и выясняется, что новоявленный завод стоит, не работает. Это происходит отчасти потому, что предприниматель надеется: если получу субсидии от государства на строительство производства, то государство и потом будет мне давать госзаказы, обеспечит спрос моей продукции. Но государство-то как раз помогало только наладить производство, но никак не сбывать продукцию.

У иностранного инвестора в этом отношении менеджмент гораздо практичнее. Он не рассчитывает на помощь государства, готов вложить свои собственные, немалые средства. И при этом он точно знает, что надо не только наладить производство, но и, главное – производить именно то, что востребовано рынком, что будет продаваться, обеспечивая рентабельность и прибыль.

Вот именно на правовую защиту таких инвесторов-предпринимателей и нацелен новый инвестиционный суд.

– Видимо, для этого придется разработать весь комплекс мер – от новых законов и правовых норм до самого механизма реализации, включая персонал судейства и прочее.

– Да, именно так. Необходимо будет в первую очередь разработать и принять правовые экономические инструменты, обеспечивающие независимость судей и судов РК. Создать правовые условия для развития в Казахстане независимой системы коммерческих арбитражей, исключив всякие возможности пересмотра арбитражных решений государственными судами. Учредить в Казахстане государственный специализированный инвестиционный суд со статусом областного суда, предусмотрев Верховный суд как вышестоящую судебную инстанцию. Образовать при инвестиционном суде консультативный орган в виде научно-консультативного совета, состоящего из представителей науки, независимых экспертов в области гражданского, инвестиционного, налогового права, возможно, из числа иностранных специалистов. И это далеко не полный перечень необходимых мер.

– Получается, что инвестиционный суд будет совершенно самостоятельным и независимым инструментом?

– Сейчас, при возникновении споров по экономическим, хозяйственным, налоговым и другим вопросам, обе стороны – и уполномоченные государственные органы, и субъекты бизнеса – стремятся дойти в судебных разбирательствах вплоть до Верховного суда. В результате уходит время, теряется экономический эффект инвестиций. Введение специализированного инвестиционного суда позволит максимально ускорить окончательное решение инвестиционных споров.

Создание инвестиционного суда позволит обеспечить узкую специализацию судей и высокий, профессиональный подход к рассмотрению дел экономического характера.

Проектом Гражданского процессуального кодекса предусмотрено создание при суде города Астаны отдельной коллегии, специализированного состава, который будет рассматривать гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам с участием представителя регионального финансового центра, а также гражданские дела по спорам в связи с инвестиционной деятельностью инвестора (инвестиционные споры), кроме дел, подсудных Верховному суду Республики Казахстан.

Проектом предлагается, чтобы по указанной категории споров суд города Астаны выступал в качестве суда первой инстанции, тогда как в соответствии с существующим законодательством суд Астаны является судом апелляционной и кассационной инстанций.

По инвестиционным спорам, стороной которых является крупный инвестор, предлагается, чтобы в качестве суда первой инстанции дела рассматривались Верховным судом Республики Казахстан, тогда как в соответствии с существующими нормами процессуального права надзорная коллегия Верховного суда в основном пересматривает гражданские дела в порядке надзора в четвертую очередь (после судов первой, апелляционной и кассационной инстанций).

Апелляционная жалоба и протест на решения, вынесенные судом по инвестиционным спорам, будут рассматриваться специализированной коллегией по рассмотрению инвестиционных споров Верховного суда Республики Казахстан. Далее судебные акты могут быть обжалованы в порядке судебного надзора в надзорную коллегию Верховного суда Республики Казахстан. Отсюда следует, что для указанной категории дел не будет предусмотрен порядок пересмотра в суде кассационной инстанции.

– Какова ситуация на сегодняшний день в сфере судебных финансовых споров между предпринимателями и госструктурами?

– Если судить по общей судебной статистике, за 2014 год только судами первой инстанции удовлетворен 41% всех заявлений об оспаривании решений органов государственной власти и должностных лиц. Признана незаконной почти треть оспоренных в судах действий налоговых и таможенных органов. Это довольно высокий показатель, если учесть практику зарубежных стран. За последние 6 лет в Казахстане судебными актами были защищены права юридических лиц, включая и иностранных инвесторов, на общую сумму более 240 млрд. тенге. Для сравнения: в пользу государственных органов взыскано лишь около 40 млрд. тенге.

– Какая выгода от создания инвестиционных судов будет для рядового соотечественника?

– Я, конечно, не экономист, но могу сказать, что, обеспечивая надежную правовую защиту инвестициям, направленным на развитие производства, промышленности, мы тем самым создаем реальную платформу для экономического благосостояния именно рядовых граждан. Ведь что такое инвестиции в экономику? Это создание новых рабочих мест, своевременная и неплохая зарплата для работников и служащих, гарантированный социальный пакет. Создавая благоприятный инвестиционный климат, мы привлекаем именно тех иностранных инвесторов, которые отличаются надежностью и авторитетом на международном уровне. Они ведут политику социальной ответственности бизнеса, то есть следят не только за качеством своего производства, но в целом создают всю социальную инфраструктуру – вплоть до строительства жилья, детских садов и школ для своего персонала. А развитие социально ответственного бизнеса – это вклад в благосостояние всего нашего общества.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз отмечал, что в деле демократизации нашей страны, сохранения стабильности и углубления толерантности, в первую очередь мы должны обеспечить экономическую составляющую, т.е. добиться высокого уровня благосостояния наших сограждан, устойчивости экономики, а уже затем внедрять политические реформы. И эта позиция успешно прошла проверку временем. Забота о производственном секторе и насыщение потребительского рынка – это залог процветания, стабильности, толерантности.

– Благодарю вас за столь подробное интервью!

Данил ШЕМРАТОВ

Реклама