Российская Федерация передала Казахстану историческую копию Знамени Победы

1977
Шымкент принял эстафету "Мы наследники Победы"
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова.

Все чаще мы говорим о воспитании казахстанского патриотизма. Ищем действенные методы, подходы. Что надо сделать, какие слова надо говорить нашим детям, внукам, чтобы в их сердцах росла гордость за родную страну, чтобы они, как тот же Рахимжан Кошкарбаев, Иван Кожедуб, Маншук Маметова, Александр Матросов, Алия Молдагулова, Талгат Бигельдинов, Ульяна Громова и сотни тысяч других безымянных героев, были готовы в случае беды встать грудью на защиту интересов Родины?

…В предновогодней суете осталось почти незамеченным одно очень значимое для нас событие – Российская Федерация передала Казахстану историческую копию Знамени Победы – главную реликвию Великой Отечественной войны. Для многих людей этот факт сам по себе важен для сохранения исторической памяти о великом подвиге советского народа…

Произошло это событие 23 декабря 2015 года в Москве. Перед началом заседания Совета министров обороны государств – участников СНГ министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу передал историческую копию Знамени Победы главе военного ведомства Казахстана Имангали Тасмагамбетову, об этом сообщило ИА «Новости-Казахстан». Символично, что знамя было передано в год празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, пусть и в завершающие его дни.

Знамя Победы – вещь особая, да и вещью его назвать неудобно. Это символ – прежде всего мужества, чести, героизма, самоотверженного служения родине. Не зря же потеря знамени части означает не только ее расформирование, но и последующую судебную ответственность командиров.

У полученной реликвии есть своя особенность – именно это знамя 30 апреля 1945 года казахстанец Рахимжан Кошкарбаев первым вместе с красноармейцем Григорием Булатовым водрузил на фасаде здания рейхстага. Кантария и Егоров тоже были, тоже водружали знамя на рейхстаге, но это было потом, после них. Это признанный факт.

Теперь Знамя Победы заняло достойное место в Военно-историческом музее Вооруженных сил Казахстана, который был открыт президентом РК 1 декабря 2015 года в Астане. Знамя размещено в экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне.

Сам Рахимжан Кошкарбаев так описывал водружение первого красного знамени: «Комбат Давыдов подвел меня к окну (Это еще в «доме Гиммлера»). «Видишь, – говорит, – рейхстаг? Подбери нужных людей, будешь водружать флаг». И передал мне темный довольно тяжелый сверток – флаг, завернутый в черную бумагу. С группой разведчиков я выскочил из окна. Вскоре нам пришлось всем залечь. Начался сильный огонь. Возле меня остался один боец. Это был Григорий Булатов. Он все спрашивал: «Что мы будем делать, товарищ лейтенант?» Мы лежали с ним возле рва, заполненного водой. «Давай поставим свои фамилии на флаге», – предложил я ему. И мы химическим карандашом, который у меня оказался в кармане, тут же под мостиком, лежа, написали: «674 полк, 1 б-н». И вывели свои имена: «Л-т Кошкарбаев, кр-ц Булатов». Мы тут пролежали до темноты. Потом началась артподготовка, и с первыми же выстрелами ее мы подбежали к рейхстагу. Я поднял Булатова, придерживая его за ноги, и тут на высоте второго этажа установили флаг…»

Командование полка представило лейтенанта Кошкарбаева и красноармейца Булатова за совершенный подвиг к званию Героя Советского Союза, но награжден он был орденом Красного Знамени.

После войны Кошкарбаев работал в Алма-Ате управляющим одноименной гостиницы «Алма-Ата». Ушел из жизни герой в 1988 году. Спустя 11 лет Указом Президента Республики Казахстан от 7 мая 1999 года ему посмертно присвоена высшая степень отличия – звание «Халык Каhарманы» («Народный Герой»)…

Однозначно, что историческая копия Знамени Победы, получившая «прописку» в Астане, тоже послужит делу воспитания патриотизма. В год 25-летия Независимости страны эта тема будет особенно актуальной и обсуждаемой. Да, у Независимости много завоеваний, достижений. Но не было бы подвига советских людей в Великой Отечественной войне – не было и Казахстана в нынешнем его виде, не было бы той уникальной казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности. Она, эта модель, родом из тех военных лет, когда она формировалась на деле.

К чему весть этот разговор? К тому, что с детьми, подростками, молодыми людьми надо чаще говорить о настоящем и будущем нашей страны, и делать это лучше всего на великих примерах, коим нет числа. И самим почаще вспоминать о трудном, но достойном прошлом страны. И, конечно же, не забывать его уроки.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА.

Реклама