Прихожане мечети «Жаликул-ата», что находится вдоль улицы Торекулова, заранее запланировали на сегодня, 18 марта 2016 года, встречу под сводами родной мечети.
И поводов для этого набралось сразу два.
Был бы повод
Во-первых, исполнилось ровно 20 лет со дня начала официально-разрешенной работы этой мечети. Во-вторых, Наурыз.
Молодой имам мечети — Досымбек Амирулы Налибеков заранее продумал сценарий этого большого мероприятия. И подошел к этому дело очень творчески, креативно, как сейчас говорят. В помощь ему — «циркуляр» Духовного управления мусульман Казахстана, объявившего 2016 год годом Религии и исторического наследия. А мечеть Жаликул-ата, точнее, ее основатель — собственно сам Жаликул-ата Султанов, к историческому наследию имеет самое что ни на есть прямое отношение.
Родился Жаликул Султанов в октябре 1899 года. Прожил 95 лет, ушел в мир иной в июне 1995 года. До начала Великой Отечественной войны он работал в сельпо села Сайрам.
В годы войны был призван в Красную армию, работал на трудовом фронте — на Челябинском сталелитейном заводе. Трудился ударно, выполнял заказы Комитета обороны Советского Союза. Доля его самоотверженного труда есть в большой Победе, завоеванной всем советским народом в той изнурительной, кровопролитной войне.
После окончания войны он вернулся домой в родной Чимкент. Его гимнастерку украшали сразу шесть медалей. После войны Жаликул Султанов, привыкший к тяжелой физической работе, трудился на шахте «Ташкентская разведка». Воспитал 12 детей.
К моменту выхода на пенсию, Жаликул Султанов все больше и больше стал обращаться к духовной литературе, изучал Коран. Ответы на многие волнующие его вопросы он находил именно в этой священной книге. Постепенно стал делиться прочитанным, усвоенным со своими друзьями, земляками. В советское время — эпоху тотального атеизма, стал держать оразу — пост у мусульман. Весной приветствовал среди соседей по махалле празднование запрещенного в советскую пору Наурыз-байрама, поощрял приготовление сумаляка. Со временем так и стал имамом, духовным наставником в махалле (несколько кварталов частных домов по улицам Толстого и Некрасова), разъяснял людям хадисы Корана. За всю эту «религиозную пропаганду» Жаликул ата не единожды приглашался на «душеспасительные» беседы в местное отделение КГБ. Хорошо, что он был в трудармии — то есть доказал в свое время лояльность к правящему режиму, иначе сослали бы его, как минимум, в Сибирь…
На собственные средства построил небольшую мечеть, которую и оставил людям. Когда он умер в 1995 году, жители соседних домов дали этой маленькой мечети имя Жаликул-ата. Первым ее имамом был ученик Жаликула-ата Адылжан Алимбаев. Он тоже пришел на 20-летие мечети.
Сегодня имамом в этой мечети служит Досымбек Налибеков. При нем территория мечети расширилась, само здание облицевали. Примечательно то, что имамы работают не на окладах, и мечети, и имамы живут исключительно на пожертвования.
Согласно сценарию
На духовное мероприятие под названием «Дин мен Дастур» («Вера и традиции») были приглашены не только прихожане, но и потомки Жаликул ата, прихожане других мечетей города и даже соседнего Ленгера.
Была прочитана пятничная молитва — жума-намаз. Возле здания мечети в двух больших котлах готовился плов. После молитвы всех прихожан, гостей мероприятия пригласили за дастархан, средства на который собрали всем миром — это пожертвования прихожан, а также потомков Жаликул ата. С импровизированной сцены звучали слова поздравления, песни, народная музыка. А завершилось это мероприятие спортивными соревнованиями, в ходе которых прихожане различных мечетей города состязались в поднятии гирь, беге и перетягивании каната.
Незамысловато, но как-то по-доброму, не заорганизованно, можно сказать — душевно прошел этот день. Чувствовалось, что молодой имам Досымбек Налибеков и его помощники очень старались, чтобы на этом мероприятии никто не чувствовал себя посторонним, а собрались здесь ни много — ни мало, а 400 человек разных национальностей. По-доброму вспомнили Жаликул-ата, его потомки благодарили имама за добрую память, преемственность. Люди тепло пообщались. Чувствовалось, что опыт подобных встреч пойдет на пользу — его не раз повторят, и точно — разноообразят.