Эксперты предлагают действующим и начинающим предпринимателям обратить внимание на организацию некоторых видов услуг. О них рассказали на двухдневном бизнес-обучении, которое проводилось в ЦОПе фонда «Даму». Бизнес-советник Канат Абильдабеков считает, что нужно строить бизнес, исходя из предпочтений клиентов, которые в настоящее время стали более требовательными.
«В первую очередь необходимо изучить свой продукт и знать, кому его сбывать. Еще важно помнить, что современный клиент отличается от того, что был раньше. Он более требователен. К примеру, сейчас можно открыть СТО и ждать клиентов, а можно оказывать эти же услуги, выезжая на дом, при этом установить бонусную систему для клиентов. Это одна из ниш, которая у нас еще не освоена. В целом, на нашем бизнес-обучении любая перспективная идея найдет поддержку. К примеру, если участники захотят открыть мини-пекарни, мини-цеха по выпуску пельменей или кондитерских изделий, мы образуем группу из 10 человек и проведем обучение с участием наставников. Они подскажут, откуда брать аппаратуру, сырье»,- говорит Канат Абильдабеков, бизнес-советник.
Среди участников бизнес-обучения семья Дильдабековых. Они уверены, что заняли свою нишу в бизнесе. Планируют производить органические удобрения из отходов для тепличных хозяйств. Правда, идея пока только на бумаге. Но предприниматели настроены решительно и планируют заменить российский аналог на рынке. Говорят, задумка появилась давно. А на обучении удалось выявить слабые и сильные стороны бизнес-плана.
«Идея вынашивалась 3-4 года. Мы даже написали бизнес-план. Наша цель — производить органические удобрения, это входит в «зеленую» экономику. Я уже немолод, думал, что многое знаю, но оказалось, что есть чему учиться. К примеру, на сегодняшнем обучении нам указали на слабые и сильные стороны нашего бизнес-плана. Другими словами, разложили все по полочкам. Рассказали об угрозах», — говорит Омарша Дильдабеков, предприниматель.
Таких, как Омарша Дильдабеков, на двухдневном бизнес-обучении более двух десятков. Все они хотят построить или развить действующий бизнес. Участники тренинга смогли не только узнать, как открыть бизнес, но и познакомились с основами маркетинга, кроме того, особое внимание на семинаре уделяют юридическим и экономическим аспектам ведения бизнеса в современных условиях. При этом важна и психологическая сторона.
«Мне в первую очередь нужна была психологическая поддержка. Раньше я работала бухгалтером. Потом пошла в декрет и просидела несколько лет дома. Но всю жизнь я мечтала заниматься шитьем. Решила осуществить свою мечту. Научилась шить. Я шью женские платья, подростковую одежда. Мои клиенты — пока это мои друзья и знакомые. Хотелось бы, конечно, свое ателье открыть. Сегодня мне рассказали, что для этого нужно. Надеюсь, получится. Самое главное, что я поверила в себя», — признается Алия Нурханова.
По словам экспертов, для заработка подходит открытие магазинов и сети общепита, которые делают уклон на натуральные продукты. Предприниматели могут обратить внимание на выращивание лимонов, клубники и различных видов орехов в тепличных условиях. Специалисты уверены, что спрос на эту продукцию есть всегда. Возможно, одну из этих идей постараются воплотить участники тренинга. По завершении обучения все они получат сертификаты и могут далее принимать участие в грантовом финансировании и финансовых программах фонда «Даму».Обучение проходят при сотрудничестве с Региональной Палатой предпринимателей Южно-Казахстанской области.