Реклама
На главную Новости Шымкента Общество Патент на обрезание получил врач из Шардаринского района ЮКО

Патент на обрезание получил врач из Шардаринского района ЮКО

Патент на обрезание получил врач из Шардаринского района ЮКО Адилет Ерназаров. Древний национальный обряд получил новое название в медицинских кругах.

Отец Адилета, Азирет Ерназаров — главный врач центральной районной больницы, его стаж работы на поприще медицины составляет 40 лет (Семипалатинский медицинский институт детский доктор закончил в 1976 году). На счету доктора Ерназарова более 4000 операций по иссечению крайней плоти. Последние шесть лет, по согласованию с главным имамом района, Азирет Ерназаров делает операции обрезания детям из малообеспеченных семей.

Врач Азирет Ерназаров
Врач Азирет Ерназаров

«Главный имам района Асылхан Гаджи Данияров собирает всех ребятишек из малообеспеченных семей. И в один определенный день мы проводим операции. Один раз было, что 150 ребятишек собралось, — рассказывает доктор Ерназаров. — Но старым дедовским методом обрезание уже никто не делает. Это опасно! Столько неприятных событий произошло у нас в Южном Казахстане, что пора и вовсе запретить сундеттеу делать в ненадлежащих условиях. Сейчас делается иссечение лазером, операция бескровная, ребенку не больно и не страшно. Я постарался этот метод еще и усовершенствовать собственными наработками и опытом…»

Для повышения квалификации и усовершенствования отцовского метода Адилет Ерназаров специально ездил в израильскую клинику. Методика операций обрезания очень схожа, но, по словам местных врачей, есть и различия.

«В Израиле обрезание поставлено на поток, — рассказывает доктор, — эту операцию делают каждому младенцу мужского пола, едва он достигнет трех дней от роду. Потом малышу дают соску, смоченную в красном вине, младенец засыпает, а после пробуждения у него уже и не болит ничего…»

Отец и сын Ерназаровы считают, что традиционное обрезание для казахских ребятишек нельзя делать при рождении. Существуют определенные традиции и обычаи, которых стоит придерживаться. Они сохранены веками, в них — мудрость наших предков. Адилет Ерназаров говорит о вознаграждении за процедуру обрезания:

«Если нет денег, то хирург не имеет права отказываться от своей работы, он должен сделать эту операцию. Не все родители имеют возможность заплатить. Я никогда не прошу, а тем более, не требую за это денег. Мне воздастся, а по шариату, ребенок и есть вознаграждение за работу…»

Удивительно, но за много десятилетий никто так и не оформил патента на свой метод обрезания. Ерназаровы стали первыми. «Метод так и называется «метод Адилета Ерназарова», и по закону эта процедура будет так называться в медицине официально», — говорит Адилет Ерназаров.

Сундет той. Иллюстративное фото
Сундет той. Иллюстративное фото

У казахского народа считается обязательным родительским долгом проведение обряда сундеттеу для своего сына. После совершения обрезания, родители устраивают для ребенка большой праздник — Сундет той, приглашаются родственники, гости, подаются щедрые угощения, устраивают игры и развлечения. Виновника торжества поздравляют, одаривают подарками и деньгами, называют настоящим джигитом.

Сундеттеу — это хирургическая операция, делается мальчикам в возрасте трех, пяти или семи лет, в нечетные годы, и ее надо перенести мужественно, именно поэтому сундеттеу оказывает на мальчиков большое морально-психологическое воздействие. Мальчики понимают всю важность и значимость этого мероприятия, начинают чувствовать себя повзрослевшими, понимают, что теперь они несут ответственность за свои действия и поступки.

*Источник: Газета «Замана», автор публикации Р. Шалкар