Жители «Кайнар-Булака» рискуют остаться без света

1073

Жители дачного поселка «Кайнар-Булак» о благах цивилизации мечтали почти четверть века. А когда мечты стали неожиданно сбываться – многие дачники оказались к ним не готовы…

Энергетики выполнили наконец свои многолетние обещания и готовы принять дачников в ряды городских абонентов. Сети протянуты, счетчики установлены, ток по проводам пущен, осталось только оформить договор, открыть лицевой счет и подключить дом к электричеству. В ТОО «Энергопоток» было решено максимально упростить эту процедуру для дачников: жителям не нужно проходить массу инстанций, делать техусловия. Подключение к городскому свету проводится, как говорится, «на раз-два-три»: к вам приходит электрик с договором, вы ему предоставляете минимальный пакет документов, подписываете типовой договор и, – вуаля, свет у вас есть!

Тормоза для электрификации

Но у некоторых жителей «Кайнар-Булака» даже с минимальным набором документов вышла осечка. Порядка 20% жителей дач этого пакета просто не имеют. Энергетики требуют предоставить правоустанавливающие документы на дом и госакт на земельный участок, удостоверение личности владельца и свежую (2016 года) справку из ЦОНа, которая подтверждает владение дачным имуществом.

Если кто озадачился поездкой в ЦОН и выстаиванием очереди, то в Каратауском акимате эту проблему решили. Документы в районный ЦОН может предоставить председатель кооператива. По договору с акиматом ЦОН выделил двух сотрудников, которые занимаются исключительно дачными делами. Можно поехать и самостоятельно – два окна к услугам кайнарбулакцев.

Проблему с жителями, у которых нет документов на дачный участок, председатели попытались решить на общем собрании кооперативов, объединенным в союзе «Оазис». На собрание приехали аким Каратауского района Галым Исмаилов, представители городского акимата, полицейские района и сотрудники ТОО «Энергопоток».

Кайнар-БулакЭнергетики насчет предоставления документов были непреклонны. Открывать лицевой счет без документов, а потом слать квитанции «на деревню дедушке» они не готовы. Подключение из числа незадокументированных будет производиться только тем дачникам, чьи документы находятся на стадии оформления. В этом случае при предоставлении корешка о сдаче бумаг и акта, подписанного председателем, представителем акимата и полицейским дачного опорного пункта, новоиспеченный абонент получит свет.

А все остальные… А всем остальным жителям без документов придется решать вопрос самостоятельно. Начинать наконец оформлять свои дачные участки, квартирантам – разыскивать хозяев дач. Хуже всего придется людям, которые арендуют дачи у кооперативов. Таких единицы, но они есть – кооператив следит за брошенными дачами, сдает их в аренду, не продавая, в ожидании, что хозяева вспомнят о своей недвижимости. Возможно, абонирование таких дач будет произведено на кооператив, вопрос пока остается открытым.

Подключение к новым сетям жителей «Кайнар-Булака» сейчас идет полным ходом. Около 30% домов уже подключено к городским сетям. Как только 80 процентам абонентов кооператива подключат свет, старая линия «бытовой» электроэнергии отключается от трансформатора.

«У кого не будет городского света, не будет и старого, местного, – пояснил Геннадий Иванович Быченко, председатель союза дачных кооперативов «Оазис». – Ждать, когда жители сделают или предоставят документы, мы не можем. Большинство дачников не должно страдать из-за лени и беза-лаберности отдельных лиц…»

Много жалоб у председателей и на «летников» – дачников, которые пользуются участками только в летний сезон. Многие из них приезжают нечасто, а заставить их оформить необходимые документы почти невозможно. Это элементарное неуважение, считают председатели, бегать за ними тоже никто не будет. И предупреждают: индивидуальное подключение «когда-нибудь потом» энергетики будут производить уже без всяких льгот.

После того, как в «Кайнар-Булаке» засияет городской свет и платить дачники станут по индивидуальным счетчикам, одной головной болью у председателей станет меньше. Но «кооперативный вопрос», с которым пытаются бороться новоселы дач, менее острым не будет. За общую собственность все равно придется платить…

История «кооперативного дела»

Когда городские предприятия нарезали участки под дачи своим сотрудникам, воду и свет проводили своими силами. За счет самих дачников все эти дела, конечно, не делались – электросети, трансформаторы, трубы, насосы и резервуары для воды устанавливало родное предприятие. От счастливого обладателя участка требовалось только врезать краны в нужных местах трубы да перекинуть от столба электропровод для лампочки. Так было в 1968 году…

Вскоре дачники получили садоводческие книжки, в которые вносились данные о членских взносах. Оплата была смешная – девять рублей в год. До сих пор даже старожилы не могут разобраться, на что можно было потратить такие мизерные суммы. Воды и света было хоть залейся. Между дачами не было заборов, потрясающие урожаи зрели на каждом участке. «Кайнар-Булак» стал своеобразной селекционной станцией Чимкента – дачники обменивались рассадой, выводили новые сорта, скрещивали, прививали. В выходные дни город пустел. А многие взрослые сегодня дружат еще с дачи – массив объединял на лето детей из разных районов, в городе они бы никогда не встретились…

Развал Советского Союза ознаменовался развалом всего, в том числе и садоводческих товариществ. В первую очередь не стало света и воды, опустели участки. Появилось огромное количество брошенных дач – хозяева просто покидали страну. В начале девяностых можно было купить дачный участок с добротным домиком ценой от 50 до 200 долларов. Но их особо не брали – «Кайнар-Булак» стал опасным местом. Воры «обносили» дачные домики, забирая все, вплоть до дверей и оконных рам, тащили провода и даже добирались до столбов, дачные сады были выпилены на дрова в городское безгазье. И только отдельные стойкие дачники изо всех сил пытались сохранить имущество садоводств, зачастую на собственные средства ремонтировали и охраняли водокачки и трансформаторы. В надежде, что все наладится. И дождались.

Ближе к двухтысячным началось возрождение «Кайнар-Булака». Массив начали обживать люди, которым не хватало денег на покупку квартиры в городе. Многие дачники, к этому времени вышедшие на пенсию, окончательно переселились на массив. Были созданы уже дачные кооперативы, сохраненное имущество перешло в общую собственность. Жители дач составляли уставы (старожилы помнят, какие баталии разворачивались по каждому пункту ответственного документа!). Тогда же были прописаны вступительные и целевые взносы – владельцы дачных участков должны были обслуживать свое имущество сообща. Каждый новый покупатель дачи вступает в кооператив и оплачивает вступительный взнос, этот пункт даже прописан в Законе о кооперативах в РК. Можно, конечно, и не вступать, но тогда кооператив, в чьей собственности электросети и водопровод, попросту не дает постороннему человеку пользоваться своими благами.

Все кругом колхозное, все кругом мое…

Вступительный взнос по сей день вызывает массу нареканий у новичков. «Те, кто покупает дачу, даже не задумываются о подаче воды и света, – рассказывает Дмитрий Дикарев, председатель дачного кооператива с восьмилетним стажем. – Почему-то люди считают, что, купив землю и дом, они автоматически могут пользоваться чужим имуществом. Мол, я же купил! Как правило, и продавцы дач не ставят в известность покупателя, чтобы тот не снижал цену. В нашем кооперативе есть существенная скидка на вступительный взнос, если дача переходит к родственникам по наследству или кто-то кому-то передал – неважно. В этом случае взнос чисто символический. А если купля-продажа и на дачу заселяется посторонний человек, подключение воды и света придется оплатить. Люди не платят, сидят без света, нечем поливать огород, но время жаловаться у них почему-то находится. И начинаются походы в полицию, акимат – да в любую инстанцию, где, как кажется новоселу, ему помогут. Понятно, что человек не прав, но нервов потреплет всем… »

Помимо вступительного, в дачных кооперативах есть и ежегодные членские взносы. Как правило, это твердая сумма за одну сотку земли, которая обсуждается на общем собрании кооператива. Дмитрий предоставил смету, из которой и складывается размер взноса. Скажу сразу, чтобы пресечь разговоры об алчности и запредельных зарплатах председателя, бухгалтера, электрика и «водолея» – сотрудника, который отвечает за подачу воды и сохранность водокачки и оборудования: графа «заработная плата сотрудников кооператива» составляет мизерный процент от общих расходов.

Львиная доля расходов – это оплата электроэнергии, потраченной на насосы. Это практически оплата за воду. В кооперативе, которым руководит Дикарев, она составляет порядка 900000 тенге. Еще сорок тысяч заложено на ежегодную профилактику (техническое испытание трансформаторов), эта процедура – требование энергетиков. 185000 тенге в год уходит на ремонтные работы. «Если люди не будут платить членские взносы, то и воды для полива огородов не будет, – говорит Дмитрий, – чужой дядя не придет и не заплатит…»

После подключения городского света и абонирования жителей массива «Кайнар-Булак» у председателей не останется рычагов влияния на неплательщиков, которых и сейчас хватает. Если раньше за долги по членским взносам можно было отключить свет, то теперь останется уповать на благоразумие дачников.

«Отключать старые трансформаторы от электроэнергии «Энергопоток» пока не будет, свет для работы водокачек город будет подавать, как и прежде. И платить за него придется. Так же как за обслуживание и ремонты, – уверен председатель. – И городской водопровод, который рано или поздно пустят в эксплуатацию, проблему полива плодородных соток не решит».

Правда, дачникам, похоже, опять придется проходить перерегистрацию. В Казахстане есть такое понятие, как «кооператив водопользователей». Все права на воду для полива прописаны в Законе РК «О сельских потребительских кооперативах водопользователей». Но это уже другая история. И другие деньги, уверен Дмитрий Дикарев…

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама