В РАБАТ обратились несколько пожилых людей, которых интересуют вопросы, связанные с обслуживанием социальными работниками. Они хотят знать: кому положены соцработники, с какого возраста можно рассчитывать на эту услугу и круг обязанностей соцработника. За ответом мы обратились к директору коммунального государственного учреждения (КГУ) «Городской территориальный центр социального обслуживания населения» акимата города Шымкента Нурлану Бакирову.
– Нурлан Камшибекович, уверена, что вам есть, что интересного, полезного рассказать шымкентцам о работе руководимого вами учреждения.
– Конечно же. В жизни любого человека возникают ситуации, где просто необходимо участие государства, общества, да и простое человеческое внимание. Но, оговорюсь сразу, работа нашего госучреждения строго регламентирована. В частности, наша «настольная книга» – это Приложение 3 к приказу министра здравоохранения и социального развития РК от 26 марта 2015 года №165 «Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому». К слову, этот документ был разработан в соответствии с Законом РК от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах».
Важно знать, что настоящий стандарт обязателен как для организаций надомного обслуживания государственной, так и негосударственной форм собственности. Он устанавливает конкретный объем и требования к условиям и порядку предоставления специальных социальных услуг на дому по месту жительства получателей услуг. Также он определяет порядок деятельности организации надомного обслуживания, условия предоставления, прекращения оказания специальных социальных услуг.
– Кто может рассчитывать на эти услуги?
– Наши граждане, которых законодательно мы отнесли к пяти категориям. Первая – это дети-инвалиды с психоневрологическими патологиями. Вторая категория – дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Третья – инвалиды старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями. Четвертая категория – инвалиды первой и второй групп (далее – инвалиды). И, наконец, пятая категория – лица, не способные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом (далее – престарелые). Все эти указанные категории совместно именуются получателями услуг.
– Нурлан Камшибекович, допустим, человек понял, что ему положена эта социальная госуслуга – обслуживание на дому. Куда теперь ему обращаться? Каковы условия предоставления специальных социальных услуг организацией надомного обслуживания?
– Такому гражданину надо обратиться в уполномоченный орган занятости и социальных программ по месту своего жительства. В нашем случае это отдел занятости и социальных программ города Шымкента.
– Какие документы надо приготовить?
– В первую очередь надо написать письменное заявление от имени получателя услуг, а для несовершеннолетних и недееспособных лиц – предоставить письменное заявление законного представителя (один из родителей, опекун, попечитель, усыновитель, патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Кодексом РК «О браке и семье» заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка, лица старше восемнадцати лет) по определенной форме. Или же надо предоставить ходатайство медицинской организации.
Затем – копию документа, удостоверяющего личность получателя услуги с наличием индивидуального идентификационного номера (далее – ИИН). Третье – документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских и/или аульных акимов). Четвертый – копия справки об инвалидности. Для престарелых она не требуется. Пятый документ – это копия выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) (для престарелых – не требуется). Шестой документ – он касается лиц пенсионного возраста – это копия пенсионного удостоверения. Седьмой документ – для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним – копия удостоверения, подтверждающая статус участника и инвалида Великой Отечественной войны и лица, приравненного к ним. Восьмой документ – медицинская карта по определенной форме. Девятый документ – он касается детей – это копии заключения психолого-медико-педагогической консультации.
– Как быть, если со дня выдачи уведомления о постановке на очередь прошло более месяца, а человек не довел дело до конца – не оформил направление в ваш центр?
– В таком случае отдел занятости и социальных программ города Шымкента сообщает получателю услуги о том, что ему необходимо повторно пройти медицинский осмотр и заново предоставить медицинскую карту.
– Какая все же это бюрократическая волокита…
– Стоит добавить, что обратиться в нашу организацию также можно через Фронт-офис, который был создан при поддержке акима города Габидуллы Абдрахимова. Сделано это было для искоренения коррупции, так исключается непосредственный контакт между населением и государственными служащими.
В будущем аким города планирует перевести все услуги в электронный формат. За получением госуслуг можно будет обратиться через веб сайт или через мобильное приложение акимата города, буквально не выходя из дома. Вот уже год как существует call-centre (545 545) для приема заявок и для получения информации. Хочу напомнить, что в уходящем 2016 году по инициативе руководства акимата города была улучшена служба инватакси и соцтакси.
– Хорошо, допустим, весь необходимый пакет документов предоставлен в отдел занятости и соцпрограмм. Что далее?
– Далее отдел занятости и социальных программ города Шымкента направляет к нам – в организацию надомного обслуживания, предоставляющую специальные социальные услуги за счет бюджетных средств, следующие документы:
1) решение местного исполнительного органа о предоставлении специальных социальных услуг;
2) направление уполномоченного органа (при предоставлении специальных социальных услуг за счет бюджетных средств);
3) копию документа, удостоверяющего личность с наличием ИИН;
4) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских и/или аульных акимов);
5) копию справки об инвалидности (для престарелых – не требуется);
6) копию выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида (для престарелых – не требуется);
7) для лиц пенсионного возраста – копию пенсионного удостоверения;
8) для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним – копия удостоверения, подтверждающая статус участника и инвалида Великой Отечественной войны и лица, приравненного к ним;
9) медицинскую карту;
для детей – копия заключения психолого-медико-педагогической консультации.
– Надо ли предоставлять оригиналы документов?
– Надо. Копии документов предоставляются вместе с оригиналами, которые после сверки возвращаются заявителю. Кроме медицинской карты.
– Что следует затем?
– После принятия письменного заявления и других документов, специалист отдела занятости и соцпрограмм г. Шымкента в течение пяти рабочих дней выезжает к месту проживания инвалида и/или престарелого и составляет акт обследования жилищных и других материально-бытовых условий по определенной форме.
Акт обследования жилищных и других материально-бытовых условий составляется в течение трех рабочих дней со дня проведения обследования.
Важно знать, что инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, специальные социальные услуги организацией надомного обслуживания предоставляются в первоочередном порядке.
– У вас ведется учет, регистрация ваших подопечных?
– Все получатели услуг, поступающие к нам на обслуживание, регистрируются консультантом по социальной работе в журнале регистрации.
Причем дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица старше восемнадцати лет, инвалиды и престарелые, нуждающиеся в специальных социальных услугах и проживающие в одной семье, учитываются как отдельные лица.
– Наконец-то, после всех этих бюрократических процедур, дошли до самого главного. Нурлан Камшибекович, что входит в обязанности социального работника, оказывающего услуги на дому?
– В перечень его обязанностей входит оказание социальной и доврачебной помощи для пенсионеров, одиноких граждан, а так же инвалидов.
Далее – закупка необходимых продуктов с доставкой на дом, промышленных товаров, медикаментов. Приготовление пищи. Оказание помощи для пенсионеров касательно ремонтных услуг или уборки.
Отдача вещей в химчистки с обратной доставкой.
Своевременная уплата за коммунальные услуги с просчетами и заполнением.
Оказание поддержки в лечебных процедурах и так далее. Соцработник должен оказывать поддержку инвалидам в получении образования либо профессии.
Оказывать услуги психологической помощи, если такая необходима.
Должен уметь оказывать экстренное доврачебное вмешательство. Оказывать помощь в питании для ослабленного больного.
– Сколько раз в неделю должен навещать своего подопечного?
– Не менее двух раз в неделю.
– Сколько человек сегодня находится на обслуживании вашего учреждения?
– Сегодня – 545 человек. Но цифра эта не постоянная. Одни убывают, другие прибавляются.
– Где расположено ваше учреждение, как его найти жителю города?
– Наше учреждение – КГУ «Городской территориальный центр социального обслуживания населения» акимата города Шымкента расположено по адресу: улица Казыбек би, 5 (напротив здания, известного шымкентцам, как «финполиция»). Телефоны: 39-41-26 и 39-39-67.
Пользуясь случаем, поздравляю соотечественников с наступающим Новым годом! Здоровья, благополучия, успехов! Пусть наша независимость будет вечной!
Подготовила
Фарида ШАРАФУТДИНОВА