Большинство ученых считает, что смена поколений происходит за 25 лет. То есть, каждые четверть века у людей меняются взгляды на жизнь, ценности и, конечно, отношение к труду. При этом ни одно поколение не существует автономно: в офисе за соседними столами сидят и 20-летние, и 40-летние. И они часто даже не подозревают, что по-разному понимают даже слово «работа». Как именно, проанализировал портал Rabota.nur.kz
Поколение X
Первым поколением, которое получило название из латинского алфавита стало поколение X. Эти люди родились в период c середины 60-х по начало 80-х, то есть, им сегодня от 30 с небольшим до 50 с небольшим. Работники из X считают, что успеха можно добиться только упорным трудом. Именно они придумали «карьерную лестницу» и стараются идти по ней, не пропуская ни одной ступеньки. В их трудовой книжке можно обнаружить всего одну-две записи, потому что они верны своей профессии и своей компании. Вполне способны проработать на одном заводе 30 лет. Целеустремленные, ответственные, уверенные в себе, в то же время готовые к изменениям, информированные, всегда готовые взглянуть на вещи нестандартно – так можно их охарактеризовать. Некоторые социологи называют X «поколением одиночек», потому что эти люди предпочитают во всем рассчитывать только на себя.
В большинстве своем это отличные сотрудники, на которых всегда можно положиться. Благодаря своему упорству они часто занимают руководящие посты. Но проблема в том, что им часто приходится нанимать на работу представителей поколения Y, которые смотрят на карьеру и труд совершенно по-другому.
Поколение Y
Это те самые ровесники Независимости Казахстана. Они родились в период с середины 80-х по начало 2000-х, средний возраст этого поколения сегодня – 25 лет. Эти люди не привыкли сидеть годами на одном месте, верят в успех и собственную исключительность. Работать «за идею» или «на долгосрочную перспективу» они не готовы, их всегда волнует материальное вознаграждение и скорость его получения. Ориентированность на мгновенную выгоду часто непонятна их начальникам – «иксам». Поэтому представителям разных поколений бывает трудно договориться. Если для одних важен процесс, то для других — результат. «Иксы» живут, чтобы работать, «игреки» работают, чтобы жить.
Стремление «игреков» к выгоде легко обратить в преимущество. За достойное вознаграждение «игреки» способны выполнять огромный объем работы в максимально сжатые сроки, причем качественно. Сделать как можно быстрее и лучше и получить за это как можно больше, а потом отдохнуть по максимуму – вот мотивация «игреков». «Иксам», которые «проживают» много времени на работе этого не понять. «Игрекам» скорее подходит гибкий график: сделал дело – гуляй смело. Свободный стиль общения с руководством, отсутствие дресс-кода на работе – это тоже для них. Если вы из «игреков», а начальство — из «иксов», вам бы надо знать, как наладить хорошие отношения с руководством.
Большинство социологов считает, что именно на поколении Y должны держаться все современные компании. Эти люди выросли в цифровом мире, с сотовым телефоном в руке и привыкли быстро осваивать новые технологии. В том числе и поэтому, их продуктивность выше по сравнению с «иксами». «Игреки», кстати, гораздо больше, чем «иксы», ориентированы на работу в команде. Да, они нарциссы, но легко находят общий язык с такими же нарциссами, если начальство готово приложить к этому усилия.
Поколение Y привыкло жить в постоянно меняющемся мире, поэтому смена специализации и даже профессии для них – дело привычное. Они бывают специалистами сразу в нескольких отраслях, что на руку современному работодателю. Большинство «игреков» предпочитают «быстрый» доход, идут работать в продажи и сферу обслуживания.
Кроме дохода, «игреков» привлекают возможности обучения и саморазвития, но это тоже должно происходить «здесь и сейчас». Живущие среди рекламы, они придают большое значение брендовым вещам и возможности постоянно получать новые ощущения. Во всем мире компании-работодатели предлагают приятные бонусы поколению Y, чтобы привлечь как можно больше таких сотрудников.
И все же, казахстанское поколение Y немного отличается от своих ровесников по всему миру. Во-первых, они более ориентированы на традиционные ценности – семью, уважение к старшим, стремление создать свой «очаг». К тому же, казахстанцы пока еще не полностью ушли в соцсети и не считают их эффективным средством поиска работы, тогда как во всем мире для «игреков» — это тренд номер один. Хотя и у нас онлайн-имидж приобретает все большее значение.
Поколение I
И, наконец, Поколение I, оно же поколение Z. Его представители родились в начале 2000-х и продолжают появляться на свет сейчас. Они пока еще дети, поэтому сложно говорить об отношении этого поколения к труду. Однако, некоторые исследователи уже называют их «цифровыми людьми» за интерес к новым технологиям, их видят учеными и IT-специалистами. Считается, что они будут менее ориентированы на материальные ценности, чем их родители, будут больше заботится об экономии и здоровом образе жизни, но сохранят работоспособность своих предшественников. Ученые уверены, что они смогут вывести экономику многих стран на новый уровень.
Как соискателям, так и работодателям важно иметь ввиду, что у разных поколений разные представления о работе мечты. Руководителям полезно знать, что мотивировать своих подчиненных нужно по-разному. Почаще задумываться о том, как организовать работу в разновозрастном коллективе. И помнить: там, где необходим «икс», «игрек» его не заменит.