Гора свинцового шлама в Шымкенте похожа на печально известный анчар, отравляющий своим существованием все вокруг. А стоит подуть ветру, как он, становясь тлетворным, разносит отраву дальше. Ученые из ЮКО разработали уникальную методику, которая позволила бы законсервировать отходы, разбить на них уникальный парк, а когда найдется на эту гору реальный покупатель, приподнять уникальный консервационный слой и – прощай отрава.
Отмечу, технологии этой уже несколько лет. Но акимы меняются, а гора и проблема остаются. Об этом и многом другом РАБАТу рассказала директор НИИ биотехники и экологии ЮКГУ им. М. Ауэзова, доктор биологических наук Акмарал Исаева.
На самом деле разработок у НИИ немало. Только представьте ситуацию – на море разлив нефти из танкера. Можно долго сокрушаться и подсчитывать в денежном выражении урон, причиненный природе, а можно высадить на нефтяное пятно микроорганизмы, способные поедать нефтяную пленку.
А как вам идея очистки почвы от загрязнений нефтепродуктами? НИИ даже защитило международный патент на это изобретение. «Мы изучали особенности количественного и качественного загрязнения почвы нефтепродуктами и вывели группу микроорганизмов, которые разрушают нефтепродукты, – рассказывает Акмарал Исаева. – На основе наших научных изысканий мы разработали концепцию биорекультивации загрязненных почв. Так, на первом этапе в почву мы вносим микроорганизмы, на втором – семена растений, на третьем – дождевых червей. Таким образом мы возвращаем почву в землепользование, а благодаря червям она становится еще и плодородной».
Но если почву после очистки можно возродить, то как быть с бетоном, асфальтом, щебнем? Долгое время считалось, что уж они-то очистке не подлежат. Работники НИИ поставили задачу – найти способы их очистки. «Раньше, когда мы только начинали, были те, кто считал эту нашу работу не столь глобальной. Но если посмотреть на эту проблему с экологической точки зрения, станет понятным, насколько это актуально. Ведь в жару с загрязненных участков поднимаются испарения. Наши разработки можно применять в местах добычи, переработки, разлива нефтепродуктов, например, на СТО, АЗС, нефтеперерабатывающих предприятиях», – поясняет Акмарал Умирбековна.
Сегодня этот метод коммерциализирован. Сразу несколько небольших предприятий предлагают свои услуги по очистке территорий от нефтяных и бензиновых пятен на бетоне или асфальте на основе разработок НИИ биотехнологий. «И это прекрасно, – говорит Акмарал Умирбековна. – Ведь очищая территории предприятий от этих опасных пятен, они вносят свой вклад в оздоровление экологической ситуации в нашей области».
Решили ученые и вопрос утилизации взрывоопасных отходов нефтепереработки. «Самое опасное, что при соприкосновении с воздухом они взрываются, – продолжает Акмарал Исаева. – Поэтому раньше их либо хранили в каких-то емкостях, которые заливаются водой, либо они закапывались в землю. Мы нашли группу микроорганизмов, которые способствуют полному распаду опасных веществ. Данная технология внедрена на предприятии «Петро-Казахстан» в 2007 году».
Чтобы очистить морскую воду от нефтеразливов, ученые НИИ создали микроорганизмы, которые могут поедать нефтяную пленку. Разработали ученые и способ очистки сточных вод с помощью водорослей и растений. Проект успешно внедрен на «Петро-Казахстан» и городских очистных сооружениях.
Есть у наших биотехнологов и собственный план по спасению реки Кошкарата. Несколько лет назад даже было получено «добро» от акима области. Вот только этим все и закончилось. Ни финансирования, ни дальнейшего интереса к водной артерии областного центра.
Еще один проект, прошедший одобрение, та самая консервация отходов свинцового завода. «Мы предложили создать на них растительный слой, который бы удерживал отходы и не давал им возможности мигрировать с потоками ветра, – продолжает Акмарал Умирбековна. – Ведь сейчас это уже большая социально-экологическая проблема. На территории Абайского района содержание тяжелых металлов в несколько раз превышает предельно допустимую концентрацию. Более того, свинец был обнаружен в крови детей, проживающих на территории Абайского района. Наш проект понравился акиму области, но дальше одобрения в этом случае также не пошло».
А ведь после консервации на этой территории можно было бы разбить неплохой парк и даже построить смотровую площадку. «Если посмотреть, то этот шлам тоже находится на приличном возвышении и с него неплохо видна вторая часть города, старая его часть. Так почему бы там не сделать такую же смотровую площадку, как у монумента Байдибек би в северной части?», – говорит Акмарал Умирбековна.
Проект консервации не требует каких-то больших вложений. Достаточно развесить по всей площади специальные шары, состоящие из глины, специальной подкормки и семян растений, которые и создадут защитный зеленый слой, абсолютно безвредный как для людей, так и для животных.
«Мы опробовали разные варианты и какое-то время нам нравился вариант с высеиванием горчицы. Это растение очищает почву. Но при этом вбирает в себя все тяжелые металлы. А если ребенок возьмет и сорвет это растение – это какая концентрация вредных веществ окажется в его руках! Потому-то мы и отказались от этой идеи. А тот ковер, который мы предлагаем высаживать сейчас, создает специальный слой за счет своих корней, который не пропускает наружу все эти отравляющие вещества», – говорит моя собеседница.
Все, что нужно для реализации этого проекта – поддержка со стороны государства, и сейчас у биотехнологов появилась новая надежда на то, что проект все же будет реализован. «Когда мы презентовали его нынешнему акиму ЮКО Жансеиту Туймебаеву, он очень заинтересовался. И мы надеемся, что он найдет возможность выделить средства на его реализацию», – говорит Акмарал Умирбековна.
Экологических проблем, которые могли бы решить разработки наших ученых, немало. Равно, как и самих разработок. Лишь бы властьимущие не ограничивались одним интересом на презентации. Вот тогда-то и можно будет сказать, что Шымкент – это умный город, в котором живут те, кто болеет за его чистоту и экологичность.
Саида ТУРСУМЕТОВА
Кстати
Напомним, во время своего недавнего визита в ЮКО Олжас Сулейменов остановился на проблемах отходов свинцового завода. Он обратился к властям и попросил поддержать экологическое изобретение шымкентских ученых из ЮКГУ им. Ауэзова. «Они нашли очень интересный метод, – отметил Олжас Сулейменов. – Специальным дерном покрыли эту гору в несколько слоев. Эта специальная пластина, которая вступает в химическое взаимодействие с нижележащими породами и облагораживает ее. Интересно. И называется этот дерн по-казахски «шым» и ваш город называется «Шымкент».