НПЗ наращивают объемы: по итогам 1 квартала наблюдается рост на 17,5% за год. Не останавливается и рост цен. Рост цен сильнее всего бьет по владельцам авто с дизельными двигателями: за год летнее дизтопливо подорожало на 35%. Для сравнения, популярный бензин АИ-92 подскочил в цене за тот же период на 15%, аналитический обзор опубликовал energyprom.kz.
За январь-март 2017 в РК было произведено 810, 3 тыс. тонн моторного топлива — на 17,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Более 40%, традиционно, обеспечила Павлодарская область, где расположен самый мощный НПЗ, Павлодарский нефтехимический завод — 372,9 тыс. тонн, +25,9% за год. В настоящее время на комплексе установок производства серы ПНХЗ ведутся пусконаладочные работы, которые планируется завершить в июле, а на установке изомеризации и сплиттера нафты — к сентябрю. К этому времени на предприятии должны достичь гарантийных эксплуатационных показателей и получить высокооктановые автомобильные бензины экологических классов К4 (аналог Евро-4). Выпуск высокооктановых бензинов после окончания модернизации увеличится на 297 тыс. тонн.
ЮКО, где расположен ПКОП, ПетроКазақстан Ойл Продактс, выпустила 233,6 тыс. тонн топлива — на 4,6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Снижение связано с плановым капремонтом на заводе, который был завершен 27 апреля 2017, с опережением графика на четверо суток. Напомним также, что 31 марта 2017 года на ПКОП были подписаны акты по механическому завершению строительно-монтажных работ на установке изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья.
На объекте проводятся пусконаладочные работы, которые завершатся к июлю текущего года запуском установки изомеризации, позволяющей получать высокооктановые бензины экологического класса К4, К5 с увеличением их производства на 460 тыс. тонн в год. Кроме того, на Шымкентском НПЗ активными темпами ведутся работы в рамках второго этапа проекта модернизации, который направлен на увеличение мощности завода с 5,25 млн. до 6 млн. тонн нефти в год и глубины ее переработки.
В Атырауской области, где размещен третий крупный НПЗ, произвели 190,3 тыс. тонн топлива — сразу на 40,4% больше, чем годом ранее. На заводе строится комплекс глубокой переработки нефти. Проект находится в завершающей стадии строительства. Механическое завершение строительства КГПН запланировано на середину этого года, после которого начнутся пусконаладочные работы.
В многолетней динамике, после снижения производственных объемов в 2015 (минус 5,1% за год), в 2016 казахстанские НПЗ отыграли позиции — год закончен с приростом в 2,8%, до 2,95 млн тонн.
Казахстанские производители обеспечивают более 70% спроса на бензин (по итогам января-февраля 2017 — 70,4%). В то же время, наряду с ростом производства, вырос и импорт — на 60,3% за год по итогам двух месяцев, до 237,1 тыс. тонн.
В своем докладе 1 марта 2017 министр энергетики Канат Бозумбаев заявил: «После модернизации нефтеперерабатывающих заводов объем переработки нефти возрастет с 14,5 до 17,5 млн. тонн. Увеличится производство светлых нефтепродуктов — бензина, дизтоплива, авиатоплива. Таким образом, после 2019 года мы ожидаем полное обеспечение внутренних потребностей страны отечественными нефтепродуктами и исключение импортозависимости ГСМ».
По итогам апреля 2017 цены на бензин наиболее популярной марки АИ-92 в среднем по РК поднялись на 14,8% к апрелю 2016, до 142,1 тг за литр. Впрочем, в сравнении с мартом цена незначительно снизилась (на 0,1%).
Министр энергетики Канат Бозумбаев прокомментировал снижение цены на АИ-92 в сети автозаправочных станций «КазМунайГаз», где заявили, что бензин этой марки подешевел до 142 тенге. «Происходило затоваривание на рынке, спрос снизился», — сказал он.
Продолжающаяся тенденция укрепления курса тенге к доллару содействовала удешевлению импорта топлива из России. Кроме того, уровень запасов АИ-92 в Казахстане способствовал стабилизации уровня оптовых цен на рынке.
Более дорогой АИ-95/96 поднялся в цене на 11,8% за год, и на 0,1% за месяц, до 154,9 тг за литр по итогам апреля. АИ-98 подорожал на 6% год-к-году, до 164,3 тг за литр.
Владельцы автомобилей с дизельными двигателями почувствовали рост цен сильнее: летний дизель подорожал за год сразу на 34,8%, до 132,7 тг за литр, зимний — на 12,7%, до 171,2 тг за литр. Только за апрель летнее дизтопливо выросло еще на 0,8% к марту, зимнее — на 0,5%.