Оголенная безответственность

336
Трехлетний Ринат Ауелтай
Фото: Любовь Доброта

Прогулка с мамой по площади Ордабасы областного центра завершилась для маленького жителя аула Монтайтас близ Арыси Рината Ауельтая срочной госпитализацией, понадобившейся после того, как мальчика пронзил электрический разряд. К сожалению, это далеко не первый случай в городе, когда удар током дети получают в общественных местах.

Цветы для мамы

Трехлетний Ринат, только увидев меня, начинает плакать, решив, что его ждет еще один укол, которого он панически боится. За те дни, что он провел в палате Южно-Казахстанской областной детской больницы, ребенок так и не научился спокойно реагировать на людей в белых халатах. Лечиться же мальчику, получившему электротравму, предстоит еще очень долго.

– Нам удалось частично стабилизировать состояние ребенка, – говорит исполняющий обязанности заведующего отделением Южно-Казахстанской областной детской больницы Бахыт Абдуманов.– У него диагностирован ожог 4-й степени. Электрический разряд сжег его руку до костей. Малыш уже перенес сложную операцию. Можно сказать, что первая фаза лечения завершилась, приступаем ко второй. Сейчас мы продолжаем очищать некротические участки кожи, надеемся, что кисть руки все же удастся сохранить.

Состояние Рината медики оценивают как средней тяжести и постепенно готовят его к пластической операции. Провести ее врачи намерены в этом же лечебном учреждении. При благополучном раскладе малышу придется провести на больничной койке не меньше месяца.

Такими страшными последствиями для Рината обернулась обычная прогулка по вечернему Шымкенту. Сентябрьская прохлада уже опускалась на город, когда 38-летняя Жаннат Азимова с трехлетним Ринатом и семьей сестры возвращалась из парка «20 лет Независимости». Женщина приехала в областной центр по делам: старший сын поступил учиться в один из вузов Кокшетау, и надо было рано утром поездом передать посылку с продуктами и теплыми вещами. В дорогу с мамой напросился самый младший Ринат, для которого каждая такая поездка в город – маленькое путешествие.

Остановились в самом центре Шымкента, у сестры Жаннат, живущей рядом с площадью Ордабасы. Сын тут же попросился на прогулку, вдоль и поперек обойдя весь парк. И даже успел покататься на детской машине, взятой тут же на прокат. По пути домой маленький Ринат сорвал веточку полевых цветов и подарил маме, попросив ее аккуратно положить в сумку, чтобы дома поставить в вазу. Уже когда спус­тились на площадь Ордабасы, ребенок попросился еще немного поиграть возле фонтана рядом с монументом Жер-ана и мечетью.

– В какой-то момент я увидела, что сын упал и мгновенно стал белый, словно лист бумаги, – на глаза Жаннат наворачиваются слезы. – Ринатик не кричал, не плакал, а просто лежал какой-то безжизненный, что ли. В голове у меня пронеслось самое страшное. Я бросилась к нему и, увидев почерневшую руку, от ужаса тут же потеряла сознание. Можете представить мое состояние, ведь я вырастила шестерых детей, и ничего подобного никогда с ними не случалось! Родные в панике, не зная, что делать, поймали такси, и мы все вместе повезли Рината в больницу.

Жаннат Азимова утверждает, что уже потом, когда сына гос­питализировали, она снова пое­хала на то место, где случилась трагедия. Сбоку под лестницей пространство было открытым, и оттуда выглядывали скрученные в клубок незаизолированные электрические провода. Возможно, что-то привлекло внимание ребенка, и он, просунув руку, прикоснулся указательным пальцем правой руки к оголенному кабелю и получил удар током. На всякий случай женщина сфотографировала на телефон всю эту кучу торчащих проводов.

– Сегодня меня пытаются обвинить в том, что я, дескать, сама виновата, недосмотрела за ребенком, – размышляет Жаннат. – Но это не так. Я была рядом с ним, буквально в двух шагах от сына. Я же с ним вышла на улицу, чтобы он поиграл, не за руку же его держать все это время?! Он ведь не один там играет, вполне могут и другие дети коснуться оголенных проводов.

В случившемся мать пострадавшего Рината винит коммунальные службы города и сотрудников подрядной организации, которая занималась благоустройством территории. Правда, в отделе ЖКХ акимата Шымкента считают, что подобные обвинения беспочвенны и не имеют под собой никакого основания.

– Как только стало известно о ЧП, наши сотрудники сразу же выехали на место происшествия, все там тщательно обследовали, – комментирует ситуацию руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства акимата Шымкента Нурлан Бектурсынов. – Боковая часть лестницы не была закрыта, возможно, туда и сунул руку ребенок. Я тоже отец и понимаю, какое горе обрушилось на семью. Вместе с нашими сотрудниками мы решили пострадавшему мальчику оказать помощь. Собрали деньги, купили Ринату игрушки, проведав его в больнице. Хотели помочь с лекарствами, но все необходимые для лечения медицинские препараты в больнице есть. Вместе со своими коллегами я буду помогать семье Рината, пока ребенок полностью не оправится от травмы.

Объект, на котором произошел несчастный случай, сдали в экс­плуатацию в 2010 году. Руководитель ЖКХ города сообщил, что сейчас рассматривается вопрос об ответственности компании, занимающейся обслуживанием электросистем в парках Шымкента. Он не исключает, что после проверки на нее будет наложено административное взыскание.

Не оставили без внимания ЧП на городской площади и правоохранительные органы. По информации руководителя пресс-службы ДВД ЮКО Салтанат Каракозовой, Аль-Фарабийским отделом полиции УВД Шымкента начата доследственная проверка по статье 278 УК РК, предполагающей уголовную ответственность за недоброкачественное строительство. Она оговаривает ответственность за сдачу и прием в эксплуатацию недоброкачественно построенных, незавершенных или не соответствующих условиям договора и проектной документации зданий и сооружений, автомобильных дорог, тоннелей, электростанций, жилых домов или иных объектов строительства, а равно их некачественный ремонт. Руководители строительных организаций, производители работ и должностные лица, осуществляющие контроль за качеством строительства, наказываются также за некачественно проведенный ремонт, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 2 тыс. месячных расчетных показателей либо исправительные работы, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уже на следующий день после того, как Ринат получил электротравму, Нурлан Бектурсынов распорядился проверить систему энергообеспечения в местах массового скопления людей. В городском отделе ЖКХ уверяют, что за несколько дней специалисты проверили систему энергообеспечения во всех парках и скверах города. Там, где это требовалось, заизолировали и закрыли все ­доступы к электрокабелям.

Сделано это для того, чтобы исключить подобные трагедии, которые, к сожалению, перманент­но повторяются в Шымкенте. Горожане еще не забыли трагическую историю, случившуюся несколько лет назад в одном из спальных районов города. Тогда подростки без проб­лем вошли в распахнутую дверь трансформаторной будки. Стоило одному из них прикоснуться к трансформатору, как его тут же сразил мощный удар электричес­кого тока. Трансформаторная подстанция оказалась бесхозной, и за смерть парнишки тогда никто так и не ответил…

Столб-убийца

Больше года добивались наказания виновных в смерти от удара электрическим током родные 5-летнего Алихана Кожагельдиева. Отец и бабушка ребенка – юристы, но даже им, имевшим специальное образование, пришлось пройти не один круг ада, прежде чем дело дошло до суда. Расследование уголовного дела несколько раз приостанавливалось. Родители погибшего мальчика дошли до Генеральной прокуратуры, настаивая на продолжении расследования причин трагедии и установления виновных.

Буквально в начале сентября нынешнего года Аль-Фарабийский районный суд Шымкента, рассмотрев уголовное дело, признал подрядную организацию, занимавшуюся строительством детской площадки, и представителя технадзора, курировавшего объект, виновными в гибели ребенка на детской площадке. Подсудимых освободили прямо в зале суда по амнистии.

– Только тогда, когда дело наконец-то дошло до суда, подсудимые попросили прощения у нашей семьи, – сокрушается бабушка Алихана Клара Жаппасова. – До этого ни руководство строительной компании ТОО «Алмас», ни представители ТОО «Шымкент курдели курылыс», осуществлявшие контроль над качеством строительства, вину свою упорно не хотели признавать. Чего нам стоило пережить самый черный день в нашей жизни, знаем только мы.

13 июля 2016 года единственный и долгожданный в семье мальчик приехал погостить к бабушке, живущей в шымкентском микрорайоне «Айкап». Вечером, когда унялся летний зной, ребенок попросился поиграть вместе с местной ребятней на детской площадке. Она в жилом массиве появилась пару лет назад и за неимением других развлечений сразу же стала любимым местом для окрестной детворы.

На улице уже начинало смеркаться, и зажглись фонари. Загорелась лампочка и на металлическом столбе, установленном на детской площадке. В тот самый момент Алихан чисто машинально прикоснулся рукой к столбу. Какая-то неведомая сила мгновенно притянула его к опоре. Мальчишка оставался какое-то время в столь неестественной позе, пока не сполз на землю. Как потом установят эксперты, удар электрического тока мощностью 160–170 кВт не оставил мальчишке шанса выжить.

По заявлению отца ребенка уже на следующий день Аль-Фарабийский отдел полиции УВД Шымкента начал досудебное расследование по статье УК РК, предполагающей уголовную ответственность за халатность. Экспертизы, проведенные в рамках досудебного расследования, установили, что в ходе строительства был допущен целый ряд нарушений. В частности, не были проведены работы по изоляции металлического столба, не было заземления. Кабельные линии и стальные трубы освещения на детской площадке были выполнены с грубейшими нарушениями, превращая столб в убийцу именно в тот момент, когда включалось освещение.

Совершенно очевидно, что на месте Алихана мог оказаться любой другой ребенок, прикос­нувшийся к столбу в тот момент, когда загорались фонари. Так что эта страшная трагедия была запрограммирована еще по ходу строительства, и рано или поздно она бы случилась. К слову, в тот раз коммунальщики точно так же обещали проверить все детские площадки и энергетические объекты в общественных местах на их безопасность. И все же трагедия повторилась.

Любовь Доброта

Реклама