Зерновой бизнес, мукомолы и экспортеры зерновой продукции ЮКО на грани остановки производства. Предприниматели несут колоссальные убытки. О причинах сложившейся ситуации и мерах, которые необходимо предпринять, говорили на пресс-конференции, которая состоялась в здании ТОО «Алтын дән».
Южноказахстанские мукомолы бьют тревогу. Из-за невыполнения обязательств ТОО «Астыктранс» по поставке вагонов, такие предприятия как «Алтын дан», «Дани нан», «Пионер» и многие другие не могут вывезти пшеницу с элеваторов северных областей Казахстана. Из-за чего производство муки может остановиться.
Нехватка специализированных зерновых вагонов приводит к затовариванию продукцией, срыву контрактных обязательств перед получателями, а, следовательно, и к значительным убыткам. Ситуация осложняется кредитными обязательствами перед банками и тем, что основными контрагентами по договорам поставок являются представители ближнего и дальнего зарубежья, а соответственно, и ущерб оценивается в валюте.
Бахарам Абдукаримов, директор ТОО «Алтын дән»: «Из-за повышения транспортных расходов казахстанские мукомолы, которые годами открывали для себя выход на внешние рынки, теряют с огромным трудом завоеванные позиции. По статистическим данным, мы уже лишились почти 40 % рынка муки в Узбекистане, 30 % — в Таджикистане и 50 % — в Афганистане».
Как отметили собравшиеся на пресс-конференции предприниматели, проблемы с поставками вагонов для южноказахстанских представителей зернового бизнеса становятся переходящими из года в год.
Сначала повысилась стоимость транспортировки. Затем железнодорожники объявили о введении новых тарифов на железнодорожные перевозки. Плюс к этому появились новые расходные статьи: тариф за порожний возврат вагона и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции.
О создавшейся ситуации проинформирована региональная палата предпринимателей. Производители стратегического продукта номер один уверены, что правительство может решить вопрос с поставками вагонов.
Шынар Оразова