Руководители автобусных парков Шымкента уверяют горожан в безупречной работе. А горожане, видимо, неблагодарные, не замечают. Общественные слушания по общественному транспорту прошли в городе. Собрание получилось громким и бурным.
Владельцы шымкентских автопарков не спешат обновлять свои автобусы. Неутешительные цифры зачитал сегодня заместитель руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Жаркын Байдуллаев. В ходе общественного слушания, он также рассказал о результатaх проведения рейдовых мероприятий по общественному транспорту, выявленных нарушениях и их последствиях для перевозчиков.
«Кто не обновляет автобусы? Все обновляют» По три, по пять, по 10 машин каждый год мы берем!» — утверждают перевозчики.
Руководители автобусных парков твердят о безупречной работе. Однако статистика говорит об обратном. В этом году план по обновлению общественного транспорта выполнен лишь на ничтожные 10%. Как только оплата за проезд поднялась до 70 тенге, многие руководители транспортных компаний напрочь забыли о своем обещании обновлять автобусный парк.
Для сравнения, до повышения этот индикатор был не только выполнен, но и перевыполнен. Представители отела транспорта пытаются всячески мотивировать автобусников, но обратной связи… пока нет.
Жаркын Байдуллаев, заместитель руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента: «Мы пошли навстречу и добавили в контракт пункт, в котором сказано: если владелец автопарка в течение 120 дней обновит полностью автобусный парк, то мы с ним заключим контракт сразу на 10 лет. Однако, если исполнитель не успевает, этот пункт автоматически сгорает».
Повысить уровень обслуживания в общественном транспорте пытались разными способами. Создавали колл-центры, вывешивали плакаты с фотографиями чиновников и даже пересадили весь руководящий состав городского акимата, вплоть до самого градоначальника, на автобусы. Однако особого результата это не дало. В подтверждение тому результаты 10 дневных рейдовых мероприятий, которые были оглашены в ходе общественного слушания.
Жаркын Байдуллаев, заместитель руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента: «Согласно поручению акима города с 16 по 26 октября мы провели рейды. За эти дни мы выявили 289 нарушений. Взяв за основу эти результаты мы расторгли контракты с семью маршрутами. Такими как 38-й, 21-й, 136, 63, 33, 12 и 134-ый».
Специалисты отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города совместно с антимонопольным комитетом прорабатывают вариант создания муниципального автопарка. В случае расторжения контракта с тем или иным маршрутом его планируют автоматически передавать в государственные руки.
Руководители автопарков не стали молча выслушивать критику, которая обрушилась на них в последнее время. По их словам, им тоже тяжело. Особенно когда пассажиры нелестно о них отзываются. Иногда доходят до таких крайностей, что пропадает всякое желание работать.
«Неделю назад вот… Женщина казашка. В 9:20 вечера, салон полупустой, 3-4 человека сидят, по Сайрамской едем. Сейчас правило есть и мы все его соблюдаем — пока автомобиль не остановился, пассажиров не поднимать. Перед автобусом машина сделала резкий маневр и затормозила. Парень просто немного притормозил. Женщина упала. Водитель извинился, кондуктор извинился, все сидящие начали ее успокаивать. Она матами на всех. Кондуктор просто слез и сказал что дальше не поедет, не будет работать. Водитель один дальше поехал…» — рассказывает представитель транспортной компании.
Затронули на общественных слушаниях и вопрос молодых активистов Шымкента.
Студенты просили организовать специальные ночные маршруты для тех, кто возвращается с работы позже 21:00. Поддержки такое предложение НЕ получит — законодательство не позволяет.
Жаркын Байдуллаев, заместитель руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента: «Молодежь предложила доплачивать, чтобы автобусы ездили после 9 вечера. Однако мы не можем пойти на такой шаг. Тариф установлен на уровне 70 тенге и больше мы брать не можем. А что касается ночных автобусов в мегаполисах страны, они, являясь городами республиканского значения могут вносить свои собственные поправки, а мы пока нет!»
Одной из самых главных проблем была и остается нехватка общественного транспорта. Ежедневно шымкентские автобусы и маршрутки обслуживают до полумиллиона человек. Работу ведут 30 компаний по 75 маршрутам. Решить этот вопрос хотят, запустив 10 дополнительных социальных маршрутов.
Николай Путилин