Мало кому из режиссеров советского кино досталось столько зрительской любви, как Леониду Гайдаю. Точнее – его фильмам. Сам режиссер часто оставался за кадром, в тени актеров, которые благодаря Гайдаю становились мегапопулярными. В эти дни кинематограф отмечает 95-летие короля комедии, и мы вспоминаем Гайдая и его команду.
Если человека делает характер, то каким должен быть характер у автора комедий? Исключительно легким, жизнерадостным, беспечным, веселым? Как бы не так! Создатель великих комедий был человеком непростым. По признанию жены Нины Гребешковой – часто вспыльчивым, по рассказам коллег – иногда очень сложным и даже мрачным. Снимая самые смешные сцены Леонид Иович мог даже не улыбнуться, в то время, когда вся съемочная группа покатывалась со смеху. Но актеров, которых Гайдай снимал, он очень любил и уважал. И старался расстаться с теми, с кем отношения не складывались.
«Леонид Иович никогда не обращался к актерам на «ты». Только на «вы». Он не любил фамильярности. И я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь сказал ему: «Лёнь, здравствуй!», за исключением его жены Нины Павловны Гребешковой, да и то вне рабочих условий», – вспоминал актер Вячеслав Невинный.
Настоящим талантом режиссера Гайдая был точный выбор исполнителя на роль. Еще только задумывая фильм, он точно знал, какой человек ему нужен. Подбор актера Гайдаем сравнивали с выстрелом снайпера – всегда в «десятку». Даже в эпизодах. Режиссер сразу видел образ и искал по нему претендента.
О том, как Гайдай работал с актерами, ходят легенды. У него был свой метод. Режиссер долго не объяснял, не пытался подобрать слова, убедить. Он просто сам брал и показывал: как вдруг смутился и замялся студент Шурик, как девушка Нина зыркнула в сторону своего обидчика, как прикрикнул на лже-царя Жорж Милославский.
Не было никаких сомнений, что из Леонида Гайдая мог бы получиться прекрасный актер. Хотя почему мог бы? У киношников есть такое понятие «комео» – это маленькая эпизодическая роль, с которой в фильме обычно появляется знаменитый актер или сам режиссер. Так вот Леонид Гайдай часто выступал в своих фильмах в качестве комео. Он появлялся в эпизоде с одной фразой, а иногда и вообще без слов, но «с характером». И эпизоды из своей жизни режиссер часто переносил на экран.
Вспоминайте: фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Напарник». Та, где на стройке подрабатывающему студенту дают в помощь пятнадцатисуточника Федю. Там в сцене утренней переклички задержанных алкоголиков и дебоширов загримированный Гайдай заплетающимся языком произносит сакраментальную фразу «Огласите весь список, пожалуйста!»
Свою первую самостоятельную комедию Леонид Гайдай снял в 1961 году. И сразу невероятный зрительский успех. Это были короткометражные фильмы «Самогонщики» и «Пёс Барбос и необычный кросс». Именно там сформировалась легендарная «тройка» – Вицин, Никулин, Моргунов. Дальше они перекочевали в «Операцию Ы», потом в «Кавказскую пленницу». Долгие годы эти актеры не воспринимались зрителями по отдельности и даже не как Вицин, Моргунов и Никулин, а только как Трус, Бывалый и Балбес.
Георгия Вицина называют самым любимым актером Гайдая. Режиссер снял его в десяти своих фильмах. Георгий Михайлович – удивительно интеллигентный и тонкий человек, с большим талантом драматического актера. Многие режиссеры не понимали Вицина – зачем он начал карьеру комедийного актера. Да еще у эксцентричного Гайдая! Ведь его Трус – это в общем-то «клеймо» на всю жизнь. На что сам Георгий Михайлович замечал, что смех – это естественная потребность нормального человека, а отсутствие чувства юмора – болезнь. И относился к своему успеху в комедиях, как к комплименту.
А вот Александр Демьяненко – еще один «избранный» Гайдая – после сыгранного им Шурика чувствовал себя комфортно только в первые годы после выхода знаменитых картин. Потом он говорил, что стал заложником своего образа – простоватого студента Шурика. Демьяненко не скрывал, что если бы не Шурик, его артистическая карьера сложилась бы иначе, более разнопланово и счастливо. А так режиссеры побаивались приглашать его на серьезные роли – ведь он для всей страны так и остался Шуриком. Вот так иногда актерская слава превращается в актерскую трагедию.
Что касается Юрия Никулина, то его талант смешить людей, оставаясь при этом с серьезным и даже грустным выражением лица, Гайдай ценил абсолютно. Режиссер воспринимал актера как равноправного партнера и часто позволял ему импровизировать на площадке, полностью доверяя чутью и опыту Никулина-комика.
А вот Наташа Варлей попала на съемочную гайдаевскую площадку совсем молодой и неопытной. И это тот самый пример снайперского попадания режиссера при выборе актера. Наталья Варлей – настоящее открытие Гайдая. Прежде чем выбрать актрису на роль «кавказской пленницы», он перебрал почти полтысячи (!) претенденток. И каких! Вертинская, Фатеева, Кустинская… – звезды того времени первой величины. Но на роль «комсомолки, спортсменки и красавицы» Нины была утверждена молоденькая циркачка Наталья Варлей. История о том, как Наташа без всяких капризов согласилась сняться в купальнике (ведь это рабочая униформа гимнастки из цирка) известна всем. И вообще спортивная красавица очень подходила по всем параметрам. У нее не закружится голова от высоты, она прыгнет в реку с обрыва, если надо, да и со снаряжением она умеет обращаться: узлы, веревки, страховка есть что у альпинистов, что у воздушных гимнастов.
Так с легкой руки Леонида Гайдая Наталья Варлей на долгие годы стала просто Ниной, «кавказской пленницей».
Другая Наталья – Крачковкая тоже открытие Гайдая. Задумав снять свои «12 стульев», режиссер опять долго искал подходящую актрису на роль мадам Грицацуевой. «Знойной женщиной, мечтой поэта» представлялись то Галина Волчек, то Нонна Мордюкова. Но что-то не срасталось в голове режиссера. Увидев на площадке жену своего звукооператора Владимира Крачковского, Леонид Иович заметил, что нужна актриса, похожая на его жену Наталью. А почему бы не она сама!? Так и появилась у Гайдая новая колоритная героиня, которая после «12 стульев» снялась в других гайдаевских фильмах – «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть».
Была у Гайдая еще одна любимая актриса, по совместительству жена, Нина Гребешкова. Но, увы, ни одной главной роли она в картинах своего мужа не сыграла и звания никакого не получила. Все по одной причине – Леониду Иовичу было неловко: а вдруг кто-то подумал бы, что он воспользовался служебным положением. Но Нина Павловна всегда была самым верным членом его команды. Без нее точно не было бы такого Гайдая. Во всяком случае сам он считал именно так.