Тысячи человек не могут покинуть казахстанско-китайскую границу из-за нехватки транспорта. Туристов до таможенного поста перевозят всего 25 автобусов, пишет tengrinews.kz со ссылкой на КТК.
При этом ежедневно в Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» заезжает почти шесть тысяч человек — из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России. В ожидании транспорта люди с товаром вынуждены часами стоять на улице, а затем драться за место в автобусе.
Давка на территории зоны свободной торговли совсем не редкость. За место в автобусе люди готовы на все. Ведь многие, попадая сюда, остановиться уже не могут. Вместо положенных 50 килограммов набирают намного больше. И на обратном пути места в автобусе хватает не всем.
«Смотрите, столько людей. Они не могут садиться, смотри, не хватает автобусов. Транспорта не хватает. Например, в день десять тысяч, семь тысяч, пять тысяч человек сюда заезжает, а автобусов-то мало здесь», — говорит Айшам Таирова.
В свою очередь, в администрации «Хоргоса» уверяют, что, по их расчетам, транспорта на рейсе достаточно. А если не хватило места в автобусе, можно воспользоваться такси. Деньги, которые люди потратили на билет в оба конца, конечно же, никто не восстановит.
Руководство Международного центра объясняет ажиотаж тем, что места в автобусах занимают так называемые «несуны». Таких «несунов» на территории торговой зоны почти две тысячи человек. Они проносят груз через таможню и берут за это вознаграждение.
«Да хоть 100 автобусов поставьте, пропускная способность таможни не увеличивается. Я же вам объяснял, что все упирается не в количество автобусов. Я же вам рассказывал, что бывали моменты, когда прорывались «несуны» первыми и застопоривали таможню», — заявил президент АО МЦПС «Хоргос» Кахарман Джазин.
Ситуацию обещают стабилизировать уже в апреле. Новая, полностью автоматизированная система пропуска товара должна помочь искоренить так называемых челночников, которые каждый день вывозят тонны груза и создают на границе часовые очереди.