Премьерой спектакля «В ночь лунного затмения» труппа областного русского драмтеатра отметила наступление весны. Постановкой, по особому случаю, стала одноименная пьеса башкирского поэта и писателя Мустая Карима и подготовка к премьерному дню шла капитальная…
Ярко-оранжевая Луна, словно всевидящее око следит за всем происходящим на сцене, навеянный на сцену дым,звуки скачущих коней. Наряду с каменными скульптурами и другими оригинальными предметами декораций, перед зрителем предстают актёры в костюмах, одухотворенных временем и местом действия сюжета — Башкирия, XVII столетие. Заданное в пьесе время и диктует появление конфликта — герои встают против безнравственных обычаев предков.
Более всего смысл названия раскрывает история молодой влюбленной пары Акжигита и Зубаржат. В шаге от алтаря, они сталкиваются с бедой — на войне погибает старший брат Акжигита. Теперь,согласно обычаю рода, юноша, средний брат, должен жениться на супруге усопшего,а его невесту отдают в жены младшему брату. Отступить от слепого следования обычаю не даёт и глава семьи — мать братьев Танкабеке. Хотя до известия о гибели старшего сына она не раз благословила союз влюбленных. Так начинается путь испытаний для Акжигита и Зубаржат. Его завершит уход молодых в «лунный свет», который сменит затмение, помрачающее сознания слепо следовать обычаям.
«Очень трудно психологически передавать образы любящих, которых разлучают, да еще и по такой причине — из-за обычая. Сложно играть сцены, где наши герои не вместе,и м очень плохо… «, — рассказывает исполнительница роли Зубаржат Александра Калашникова.
«На самом деле трагедию передавать сложнее, это в комедии все смотрится легко и легче передаются эмоции, а трагедия сложный жанр. Мы волнуемся, как донесем эмоции и переживания до зрителя», — дополняет свою возлюбленную по роли актёр Рахимжан Кенжаев.
Страдания находят каждого героя пьесы, а стало быть трагедия — не только жанр,но и тема произведения.Трагизма постановке придает и образ посланника пророка, Дервиша. Роль этого лжесвятого исполнил худрук драмтеатра Игорь Вербицкий. Он играл ее на сцене русского драматического и 20 лет назад, когда пьеса дебютировала перед шымкентским зрителем. Заслуженный деятель Республики один из немногих, у кого есть возможность сравнить спектакль сегодня и тогда.
«Такое же всё,потому что тема отцов и детей, непонимания между ними, она вечная,несмотря на другое время, в котором мы сегодня живём… Об этом говорил еще Шекспир в «Ромео и Джульетте, — сравнивает Игорь Владимирович.
— Сюжет с поучительным подтекстом о том, как грехи отцов искупают своими судьбами дети, действительно уже был написан английским классиком и драматургом в XVI веке. Но башкирский писатель обыгрывает его иначе, выставляя соблюдение восточных традиций до фанатизма чертой старшего поколения, совершенно отрицающего того, что это ломает судьбы их детей.
Но я очень сильно волнуюсь все равно, ведь 80 % актерского состава этого спектакля — это молодые актеры, недавние выпускники нашей театральной студии «Балаганчик», но я в них верю», — продолжает художественный руководитель драмтеатра.
Герой Игоря Вербицкого, несмотря на то, что представляется сначала странствующим 40 лет и лишившим себя всех плотских радостей, претендует на вдовую сноху погибшего сына Танкабеке — Шафак. Но святость монаха рассеивается, когда он грозится свекрови Шафак раскрыть ее давний позор — незаконнорожденного ребенка, для которого она изображает неродную мать. Условие Дервиша одно: насильно выдать за него убитую горем девушку Шафак. Но Танкабеке сильна в противостоянии обидчику. Сильна и игра актрисы, исполняющей ее роль, Олеси Жуковой.
«Для меня спектакль эмоционально тяжелый, потому что эта ситуация,в которой оказывается моя героиня, мне знакома не понаслышке. В жизни моей мамы случилось подобное с ребенком, с моим братом. Я знаю, каково это… Но спектакль действительно невероятный. Давно не было такого,чтобы в зрительском зале была абсолютная тишина и их дыханье было будто единым с нашим, с актерами», — признается воодушевленная актриса.
Зрители и вправду были очень внимательны к каждой реплике и к каждому движению актеров. С искренним восхищением, по окончанию спектакля, публика просила режиссера на сцену.
Аскер Кулданов, как и два десятка лет назад, решил скромно отстоять за кулисами. И если бы не настоятельная просьба зрителей, так бы и было. Но больше всех переживающий за молодое поколение актеров, задействованных в пьесе, Кулданов всё-таки разделил овации и с молодежью, и с заслуженными актерами шымкентского драмтеатра.
Премьера трагедии «В ночь лунного затмения» неспроста была взята с полки старых театральных произведений именно в эти дни. Со слов руководства театра, спектакль готовился и к международному женскому дню и к собственному дню рождения, 21 марта со дня первой постановки пьесы исполнится 54 года.
Зарина Шарипова