За два года в Казахстане зарегистрировано более 2500 ранних браков

1319

О правах женщин и девочек говорили в Астане, на встрече, организованной посольством Великобритании в РК.

На сегодняшний в Казахстане несовершеннолетние девочки в возрасте от 15-17 лет составляют одну треть всего женского населения страны. Девочки-подростки являются наиболее уязвимой категорией, поскольку обществом навязывается мнение о разумности традиций многоженства и ранних браков, которые преподносятся как забота о матерях и сохранение целомудрия девочек. Только за последние два года в стране зарегистрировано более 2500 ранних браков (16-18 лет). Независимые исследования показывают, что количество зарегистрированных ранних браков, в том числе с девочками младше 15-летнего возраста, на самом деле может быть гораздо выше.

Особое внимание вопросам гендерного равенства уделяет Британское правительство. Об этом говорит посол Великобритании в Казахстане Майк Гиффорд. В столице он собрал специалистов различных отраслей, чтобы обсудить права и возможности девочек и женщин в Казахстане. По словам господина Гиффорда, доступ к образованию и самореализации может защитить представительниц прекрасной половины от различных видов насилия.

Майк Гиффорд, Посол Великобритании в РК: «Сегодня в мире насчитывается 130 миллионов девочек, у которых нет доступа к образованию, в том числе в конфликтных зонах. В течении своей жизни одна из трех женщин подвергается избиениям или сексуальному насилию. Количество принудительных браков и похищенных невест неизвестно, но данные проблемы все еще продолжают существовать в некоторых странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане».

Только за последние два года в стране зарегистрировано более двух с половиной тысяч ранних браков. Девочек в возрасте от 16 до 18 лет чаще всего вынуждают выйти замуж. Их крадут, давление оказывают родители, общество. Причем чаще всего такие ситуации происходят в Алматинской и Южно-Казахстанской областях. По мнению специалистов, девочки, которые вступили в брак в раннем возрасте, нередко становятся жертвами насилия. Самое страшное, что некоторые женщины мирятся с этим, потому что так принято в некоторых семьях… молча сносить все обиды. Необходимо ломать стереотипы, отходить от некоторых традиций, считают специалисты.

За последние 2 года в Казахстане заключено 2500 ранних браков

Асия Хайруллина, член Национальной Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте Республики Казахстан, Президент общественной организации «Лига Женщин Творческой Инициативы»: «Самое главное — научить наших девочек как быть всегда в курсе, как себя безопасно вести, что надо сопротивляться. Они должны знать, что есть различные центры где их могут защитить, есть консультационные услуги, самое главное — есть закон, правоохранительные органы, куда они часто просто боятся обращаться. Дело в том, что есть недопонимание проблемы. Мы сталкиваемся со случаями насилия, когда жертвы уже взрослые женщины. Не лучше ли пойти немного вперед, например, дать знания, необходимые девочкам в школе, дать возможность им понять, что такое насилие — многое даже не знают, они считают, что это нормально, у нас так принято. Бывают случаи кражи невест. Это устаревшие традиции, нам надо жить по законам нашего государства, перед этим законом равны все — девочки, женщины, мужчины. У нас есть возможности поменять ситуацию. Для этого нужно использовать возможности школ, семьи, местных сообществ, госорганов. Должно быть понимание того, что девочки — уязвимая группа, важно само общение между ними».

Тяжелее всего приходится женщинам, которые стали жертвами насилия, уже имея ребенка на руках. По информации руководителей общественных фондов, большинство мам, попавших в трудную жизненную ситуацию без какой-либо поддержки со стороны семьи или партнера — это опять же молодые девушки. Их средний возраст — 24 года, чаще всего они имеют среднее или средне-специальное образование, 54 % приходится на девушек из сел и 45 % — городские жительницы.

Анна Рыль, руководитель социальной службы: «К нам обращаются жертвы домашнего насилия, психологического насилия. К примеру, нередко, бывшие партнеры, мужья преследуют своих жен. Угрожают им. Встречаются случаи, когда у пострадавших нет никаких документов, бывают, что родители не оформляли их. Обращаются как взрослые, так и подростки.

Тут нужно понимать, что домашнее насилие — оно латентное, женщины долго терпят, понимают, что с этим нужно что-то делать. Насилие носит циклический характер, потому что между фактами насилия партнер ведет себя более менее сносно и женщина терпит, надеясь, что это не повторится.

Если женщина боится идти в правоохранительные органы, то можно в социальную службу обратиться, надо написать заявление. К слову, агрессорами не только мужчины могут выступать, это могут быть более старшего возраста женщины, другие члены семьи. В наших центрах мы оказываем полное сопровождение, с обратившимися работают наши психологи, юристы».

Анна Рыль — руководитель социальной службы. Последние 10 лет жизни посвятила помощи людям, которые оказались в сложной ситуации. Чтобы открыть первый приют для жертв насилия в Астане, женщина продала собственную квартиру. Сейчас филиалы приютов есть в других областях страны, в том числе и Шымкенте. В прошлом году в шымкентский филиал обратились 101 человек, 77 из которых разместили в кризисном центре. Тем не менее, спикеры полагают, что в вопросах гендерной политики есть сдвиги в положительную сторону.

Мухтар Манкеев, председатель совета общенационального движения «Казахстан 2050»: «Само общество сформировалось, как гражданское общество, буквально за последние несколько лет. Сегодня оно достигло той зрелости, когда уже можно поднимать такие вопросы. Сегодня спикеры говорят — почему наши девушки не идут в суд, почему не подают жалобы. Но, лет 10 назад, мы даже не задумывались об этом, это один из показателей активности гражданского общества. Теперь нужно найти сущность — почему возникла проблема. Многие говорят, что это восточная ментальность, но наши предки всегда с уважением относились к женщинам. Мы должны выявить целевую аудиторию, кто адресат конечный, тогда будет ясная картина, где нужно работать.

Что касается меня лично, то я поддерживаю развитие, самостоятельность, самореализацию женщин. Моя супруга — бизнесвумен. У нас двое детей. И у нас никогда не было даже вопроса о том, что она должна сидеть дома».

За последние 2 года в Казахстане заключено 2500 ранних браков

Специалисты полагают, что чем больше образованных женщин, тем меньше насилия по отношению к ним. Именно поэтому представительницы прекрасной половины должны активно участвовать в местной экономике, самореализовываться, заниматься предпринимательством. Для этого нужно ломать стереотипы и менять отношение к возможностям и правам женщин, уверены специалисты.

К слову, данная панельная дискуссия стала первой в серии мероприятий, посвященных реализации приоритета Правительства Великобритании в области образования девочек. Мероприятие также направлено на поддержку приоритетов Правительства Республики Казахстан по вопросам гендерного равенства. Правительство Великобритании приветствует реформы Республики Казахстан в обеспечении обязательного и доступного образования для каждого человека в стране.

Жанат Тохтарбай

Реклама