«Представляешь, сын мой на прошлой неделе вычитал где-то, что ученые нашли связь между ленью и интеллектом – мол, человек чем ленивее, тем умнее. И теперь вообще его заставить учиться не могу, – жаловалась моя соседка. – Интеллект у него, видите ли! Учебники и не открывает, а ведь экзамены на носу. Нет, действительно, что делать, чтобы его «раскочегарить»? Завалит же учебу!»

Что делать, чтобы «раскочегарить» ленивого, мы решили узнать у специалиста. Тема уж больно интересная, тем более, что этот «ленивый» периодически включается в каждом из нас. Напрашиваемся на встречу к психологу Герману Владимирову, который уже не раз помогал нашим читателям искать ответы на вопросы. И пытаемся сразу прояснить ситуацию.

– Герман, а, по-вашему, лень – признак чего?
– Лень, наверное, не признак чего-то, лень, скорее, стоит отнести к явлению и, по большому счету, явлению деструктивному. К сожалению, сейчас очень много всевозможных направлений, рассылок и роликов, пропагандирующих это явление. Один из таких часто встречающихся примеров: только ленивый мог придумать пульт управления для телевизора, потому что ему было лень вставать переключать каналы… Только вот редко при этом задумываются о том, что разработать дистанционную систему управления мог только технически грамотный специалист. Специалист, который усердно учился, а потом работал.

А сейчас популярны рассуждения о том, что все в жизни должно быть легко и просто, и не надо трудиться-учиться, жизнь должна приносить удовольствие.
Вот здесь не надо путать удовольствие и безделье. Легко – это когда ты занимаешься любимым делом, делом, которое приносит тебе радость и удовлетворение. Даже если оно не приносит на данный момент серьезных дивидендов. Дивиденды – это просто правильный маркетинг твоего «дела», которому, кстати, тоже надо учиться. Люди, которые развиваются (в широком смысле этого слова), всегда успешнее ничего не делающих. А что такое успешность? Для всех она разная. Если говорить в общем, то это достижение своей мечты, заметьте своей(!), а не навязанной близкими и социумом. Работа над не своей мечтой приводит лишь к разочарованию.

Для молодежи важна их значимость, самостоятельность, независимость. И часто все это предлагают достичь путем финансовой независимости. Никто не спорит: материальное благополучие является важным фактором нашей жизни, желание нормально есть, одевается, выглядеть – вполне естественная потребность. Проблема в том, что часто манипуляторы, играя на этих потребностях, сбивают с толку молодых людей: «Зачем тебе учиться? Ты и без этого можешь получить независимость и значимость, а дальше все банально просто»…

Есть еще один хороший пример – Бил Гейтс. Многие так называемые «строители бизнеса» позиционируют одного из создателей компании «Microsoft» как человека без образования. Только вот вопрос, как человек без знаний – технических, экономических, маркетинговых и ряда других – смог построить такую корпорацию? Лежа на диване? ))) У Била Гейтса может и нет официальных дипломов, подтвержденных высшими учебными заведениями, но знания у него точно есть, и если он поедет на экзамен, то он его точно сдаст гораздо лучше приводящих этот пример.
Как мы получаем свои знания, это уже другой вопрос – учимся в вузе, посещаем тренинги и образовательные программы, погружаемся в чтение книг… Результатом во всех этих случаях является получение информации, навыков, опыта. Одним словом – наше развитие. И еще раз повторю: люди, которые развиваются, всегда успешнее ничего не делающих.

Раз уж мы начали разговор с учебы и с молодых людей, которые думают, что все благополучие в жизни свалится им прямо на «умную» голову, то приведу такую интересную статистику о миллионерах: 76 процентов из них имеют высшее образование, 47 процентов из них закончили только бакалавриат, 23 процента — магистратуру, а 6 процентов стали кандидатами наук (PhD). 18 процентов имеют среднее образование. Каждый из заработавших(!) свои миллионы обладает знаниями в своем деле, не важно, подтверждены они дипломами или нет. И объединяет всех успешных людей умение максимально применять и использовать свои знания.

– С этим нельзя не согласиться, Герман. Но возвращаемся ближе к лени)). И вот такой вопрос. Мы привыкли относиться к ней, как к пороку. По традиции. Так нас учили – нельзя лениться, нужно быть всегда чем-то занятым. А, может, в лени все же есть что-то хорошее? Полезное?
– Мы часто путаем лень и отдых. Отдых – полезен, а вот лень – нет. Отдыхать необходимо, это нормальное явление, более того, если человек не будет отдыхать вообще, то в один «не прекрасный» момент он сломается, и тогда наступит апатия ко всему, а там и до депрессии недалеко. Отдых желательно заранее и правильно планировать. Очень полезно посещать места, в которых ты не был, узнавать что-то новое – это в действительности полезно и для физического отдыха, и для интеллектуального развития, и для морального удовлетворения.

– А если человек совсем не умеет «лениться» и не хочет отдыхать, это нормально?
– Есть, конечно, такая категория – «трудоголики», с ними не так все просто)). У кого-то есть цели, и они к ним стремятся всеми силами, строят планы достижения своих высот и следуют им. У кого-то та самая привычка, привитая с детства родителями – «надо работать». И часто, к сожалению, эта привычка не обусловлена достижением какой-либо значимой цели для человека, что в результате не приносит ему никакого удовлетворения. Ну и есть категория людей, которые работают беспрекословно, потому что «сказал шеф», это категория может работать ненормировано, без выходных и претензий. Каждую группу из выше представленных можно рассматривать и обсуждать долго, везде можно найти плюсы и минусы, но наша задача сейчас заключается не в этом.

– А вообще лень – это психологическая проблема? Откуда ноги растут у нее? Что это: воспитание, характер, депрессия, усталость?
– Причины лени могут быть действительно разные: и разочарование – человек стремился, старался, а его старания не оценили, не поняли, и так раз, другой, третий – и человек перестает к чему-то стремиться, у него появляется апатия и лень. А теперь представьте все это же с ребенком. Мы, взрослые, часто не соизмеряем наши возможности с возможностями наших детей: то, что для нас просто и банально, для ребенка может быть прекрасным чудом или дилеммой. Когда у ребенка «чудо» – с ним нужно радоваться, и он будет чувствовать свою общность с близкими ему людьми, когда «дилемма» – ему нужно помочь, причем грамотно, поэтапно, чтобы он учился-развивался. А что обычно происходит – родители то делают за ребенка все, оберегая его, тем самым развивая в нем инфантильность, то постоянно его одергивают – «ты ничего не умеешь!», «давай быстрей!». Это нам легко застегнуть молнию куртки, а для детсадовского малыша это серьезная задача… А его торопят и ругают, родители ведь торопятся и им невдомек, что именно сейчас их малышу необходима помощь и поддержка, благодаря которой потом, во взрослой жизни, он будет уметь преодолевать препятствия, а не пасовать перед ними. Это и стоит отнести к ошибке воспитания, результатом которой являются лень, безинициативность, апатия.

– А есть ли шанс перевоспитать ленивого? Или это бесполезное занятие?
– Шанс, конечно, есть, но если родители признали наличие лени у ребенка, то стоит понять, что причины ее где-то гораздо глубже. И, наверно, не стоит «перевоспитывать», лучше «мотивировать», причем не деньгами, как многие сейчас подумали. Для хорошей мотивации необходимо знать, что любит ребенок, что ему нравится… И уж поверьте, большинство родителей на самом деле ничего не знают о своих детях, о том, что происходит в их голове, что для них важно. Важно на самом деле, а не по мнению родителей. Большинство взрослых не хотят признавать эту проблему и оправдывают сложившуюся ситуацию то внешней средой, то генетикой, то еще чем-нибудь. Те же родители, которые понимают всю сложность и ответственность ситуации, начинают менять свое отношение к детям и через некоторое время замечают положительные изменения в своих чадах.

– Модный сегодня термин – прокрастинация. Поясните его, пожалуйста. Это то же что и лень?
– Прокрастинация – это когда человек постоянно откладывает свои дела, причем вполне важные. Причины могут быть разные. От глубоких психологических до банального понимания занятости «не своим делом», ну и где-то посередине находится сложность определения приоритетов. Это лучше выявлять в индивидуальном формате, и рекомендации соответственно будут индивидуальные.

И все же могу дать пару общих советов для любителей откладывать дела на завтра. Первое, стоит определиться, вам действительно важно это сделать? Вы понимаете, зачем вам необходимо это сделать? Если важно и понимаете для чего, то какие тут варианты, берите и делайте, тренируйте силу воли. А если не делаете, значит, для вас это и не важно.

Второе, примените правило «трех воспоминаний»: вам необходимо что-то сделать, вспомнили первый раз – заняты, отложили, вспомнили второй раз – опять заняты, отложили, вспомнили третий раз – все отложили и занялись решением этого вопроса.
И все же, возвращаясь к началу нашего разговора, как заставить себя работать, учиться, когда совсем не хочется, но надо? Интеллект интеллектом, но без работы тоже ведь результата не добьешься. Полезно не «заставлять» себя работать, учиться, а понять, зачем нам это, для чего. Должна быть мотивация «я хочу, мне необходимо это потому, что…, для того, чтобы…» Если мы поймем, зачем и для чего, то остальное пойдет гораздо легче.

Беседовала Яна Котт