Руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Куатжана Жуматаева знают в лицо все жители города. В одночасье он проснулся знаменитым.

В городском акимате прошел брифинг с участием руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Шымкента. Куатжан Жуматаев ответил на вопросы журналистов, рассказал о проблемах с дорогами и тротуарами в третьем миллионнике страны, а также затронул проблему общественного транспорта, который перестает курсировать по городу после восьми часов вечера. Кроме того, чиновник рассказал, что изменилось в его жизни после того, как в автобусах повесили его фотографию с указанием мобильного телефона.

Этот чиновник пару лет назад стал в Шымкенте местной знаменитостью. Его фотографии висели в автобусах для того, чтобы жители города знали, кто виноват в плохих дорогах. Это были фото Куатжана Жуматаева — начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Человек, ответственный за кривые тротуары и ямы на проезжей части, Жуматаев впервые за долгое время провел брифинг для журналистов, где вспомнил, как в 2017 году проснулся знаменитым.

«Звонили много, если честно, бывало, нахожусь на совещании и мне звонят, я отклоняю, потому что на совещании, мне пишут СМС, что вот, вы сами написали свой телефон, а не берете. Но я после перезванивал. В основном жаловались на вечернюю нерегулярность, что кондукторы хамят и что курят в автобусе», — делится воспоминаниями Куатжан Жуматаев, руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента.

Повесить фотографии главного шымкентского транспортника в автобусах распорядился аким города Габидулла Абдрахимов. Градоначальник был крайне не доволен тем, что ведомство Куата Жуматаева плохо выполняет свои обязанности. На одном из заседаний городского акимата, аким разнес работу своего подчиненного в пух и прах.

«Еще одно поручение, оно может быть и неординарное, но на мой взгляд очень важное. На всех автобусах разместите плакаты, фотографии Куата Жуматаева, зато люди все будут знать, кто является человеком, который решает проблемы общественного транспорта, вы не возражаете? Зато станете знаменитым «, — сказал тогда Габидулла Абдрахимов.

Впрочем, нагоняй от начальства Куат Жуматаев получал, кажется, чаще всех.

С этих пор прошло немало времени, а проблемы с дорогами и транспортом в Шымкенте остались. Жители жалуются, что после 8 вечера в городе пропадают автобусы. Водители общественных маршрутов не желают работать в вечернюю смену, людям приходится добираться домой пешком или ловить такси. Глава управления общественного транспорта разводит руками, говорит, что транспортные компании не могут получить субсидии.

«Сегодня до 10 (вечера) обслуживают, если вы посмотрите, красные автобусы, социальные маршруты. Они получают субсидии, показывают свою прозрачность, и они работают. Если мы покупаем 300 автобусов, им тоже будут такие же условия созданы, если они будут до 10-ти работать и свои расходы показывать. И это касается не только новых автобусов. Перевозчик имеет право подать заявку на получение субсидии в случае прозрачности, согласно методике. Но на сегодняшний день кроме «T-bus», этих 10-ти социальных маршрутов никто не подал на субсидии. Потому что … черная экономика, можно так сказать, не показывают свои доходы», — уверен Жуматаев.

На субсидирование транспортных компаний в 2020 году планируется выделить 20 миллиардов тенге. Деятельность шымкентских перевозчиков намерены сделать прозрачными и ввести электронное билетирование. В Шымкенте будет работать система Онай, как в Алматы. А что касается ремонта дорог, то жителям третьего мегаполиса придется запастись терпением. В городе планируют отремонтировать более тысячи километров дорожного покрытия.

«Улица Байтурсынова. Мы ее планируем до конца года сдать в эксплуатацию. На сегодняшний день есть лотки, если вы видели, отдельно велодорожка будет, кроме того дорожная часть будет отремонтирована согласно графику производства где-то сентябрь-октябрь месяц. То есть верхнюю часть асфальта мы снимаем, где ямы, где просело, закладываем и полностью будет новый асфальт. Многие задают вопрос: нельзя ли проезжую часть расширить? Нет, проезжая часть останется как есть. Если мы будем расширять дорогу более тысячи деревьев мы должны срубить», — рассказал чиновник.

На развитие транспортной инфраструктуры в этом году выделено 8 миллиардов тенге. Однако по словам Жуматаева, этих денег на ремонт шымкентских дорог не хватит.

«У нас на 564 улицы готовы ПСД, это на 503 километра, и если мы покроем их, то у нас индикатор (удовлетворенности дорог) вырастет. Но все зависит от бюджетной комиссии, мы заявку подали в республику и если получим одобрение оттуда, то естественно эти дороги будут отремонтированы», — уверяет главный транспортник города.

Куат Жуматаев уверяет, что он и его команда работают, не покладая рук. Но горожане этому не верят. Согласно соцопросу, который проводился акиматом в прошлом году, около половины опрошенных шымкентцы выразили недоверие чиновникам управления транспорта и дорог.

Анастасия Новикова