Инвалиды Казахстана смогут заказывать средства реабилитации и спецсоцуслуги

инвалид

Лица с инвалидностью смогут самостоятельно заказывать технические средства реабилитации (далее – ТСР) и специальные соцуслуги через Портал социальных услуг уже с 1 января 2020 года.

Обеспечение лиц с инвалидностью средствами реабилитации включает в себя предоставление протезно-ортопедических, сурдотехнических, тифлотехнических и гигиенических средств, а также кресел-колясок. К специальным социальным услугам относятся услуги индивидуальных помощников, специалистов жестового языка и санаторно-курортное лечение.

На сегодняшний день ТСР и вышеперечисленные услуги предоставляются посредством государственных закупок. В целях модернизации системы социального обслуживания, повышения качества и доступности услуг с 1 января 2020 года на всей территории страны будет внедрен Портал соцуслуг.

Сегодня на получение технических средств и услуг реабилитации с момента установления инвалидности уходит до 8 месяцев. Это связано с длительностью проведения процедур государственных закупок. Получатели услуг говорят, что тендерная система совершенно не подходит инвалидам. С каждым годом они все чаще жалуются на ухудшение качества услуг и медицинских изделий. Внедрение Портала позволит исключить фактор непрозрачности учета потребности на услуги реабилитации. И, самое главное, решит проблемы несоответствия услуг и средств реабилитации индивидуальным потребностям их получателей, поскольку лица с инвалидностью смогут самостоятельно выбирать необходимый вид товара и услуги.

В результате внедрения портала сроки бизнес-процессов предоставления ТСР и оказания специальных социальных услуг сократятся от 8 месяцев до 1–2 недель посредством проактивного формата их назначения. В соответствии с пожеланиями граждан с инвалидностью предусмотрен механизм возмещения установленной стоимости технических средств и услуг реабилитации. Это означает, что на портале будет доступна функция осуществления доплаты при выборе более дорогих товаров и услуг.

Кроме того, будет доступен более широкий круг сертифицированных специалистов, а в едином реестре медико-социальных учреждений (далее – МСУ) будет учитываться оснащенность и загруженность всех МСУ.

Внедрение портала обеспечит равный доступ к средствам и услугам реабилитации, своевременную соцпомощь через «одно окно», не выходя из дома, а также учет индивидуальных потребностей, сведений о поставщиках, соцработниках и специалистах. Это позволит повысить добросовестную конкуренцию и обеспечит прозрачность участия потенциальных поставщиков в реализации средств и услуг реабилитации.

Как сообщалось ранее, портал в пилотном режиме запущен и успешно реализуется г. Актобе. К нему уже подключены несколько медико-социальных учреждений.

Напомним, внедрение автоматизированной информационной системы «Портал социальных услуг» предусмотрено в рамках Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью.

Планируется, что ресурсом смогут пользоваться жители всех городов Казахстана, который охватит более 400 тыс. пользователей и 200 тыс. поставщиков.

На сегодня проводится работа по интеграции информационных систем «База мобильных граждан», «Социальный реестр», «Единое хранилище данных», АО «Казпочта», «Единая система трудовых договоров», «Регистр движимого имущества».

Портал социальных услуг (далее – портал) является частью единой информационной системы социально-трудовой сферы и представляет собой автоматизированную систему, предоставляющую лицам с инвалидностью возможность самостоятельного приобретения средств и услуг реабилитации непосредственно у поставщиков.

Портал предполагает оцифровку 5-и процессов из 6-и (кроме услуг инватакси), это:

1) оказание специальных социальных услуг;

2) обеспечение техническими средствами реабилитации;

3) оказание услуг специалиста жестового языка;

4) оказание услуг индивидуального помощника;

5) оказание услуг санаторно-курортного лечения.

Со стороны государства предусматривается механизм возмещения стоимости технических средств и услуг реабилитации. Порталом дополнительно предусматривается возможность доплаты при выборе потребителем более дорогих товаров и услуг.

С 1 января 2020 года планируется перевод 2 из 5 бизнес-процессов на портал: это специальные социальные услуги и обеспечение более половины видов ТСР, не требующих индивидуальной адаптации, в том числе 24 вида, полностью финансируемые из республиканского бюджета.

Остальные виды ТСР, требующие индивидуального подбора, будут доработаны в первом полугодии 2020 года.

Также весной 2020 года порталом будет предусмотрена возможность получения услуг по оставшимся 3 бизнес-процессам
(услуги санаторно-курортного лечения, индивидуального помощника и специалиста жестового языка).

В целях бесперебойного обеспечения в 2020 году товары и услуги реабилитации будут оказываться на альтернативной основе – через портал и через госзакупки. Полный переход на Портал – с 2021 года.

Поставщиками товаров, работ и (или) услуг на портале могут выступать физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица и их филиалы.

Зарегистрироваться на портале могут поставщики, которые:

1) не имеют налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям;

2) не подлежат процедуре банкротства либо ликвидации;

3) не включены в реестр недобросовестных участников госзакупок;

4) имеют сертификат соответствия при поставке товаров, подлежащих обязательной сертификации;

5) имеют регистрационное свидетельство при поставке медицинских изделий;

6) представили цену для реализации товаров, работ и услуг.

Поставщик снимается с регистрации на портале в случаях:

1) подачи заявления о снятии с регистрации;

2) прекращения деятельности или смерти поставщика;

3) включения в реестр недобросовестных участников госзакупок;

4) неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательств, взятых им на себя посредством портала социальных услуг.

Это повысит добросовестную конкуренцию и обеспечит прозрачность участия потенциальных поставщиков в реализации средств и услуг реабилитации.

Получатели услуг смогут воспользоваться порталом самостоятельно или с помощью сотрудников управлений или отделов занятости и социальных программ.

Внедрение Портала позволит улучшить качество предоставляемых ТСР и услуг, сократить сроки и адресность их получения, определить реальную потребность в ТСР и услугах.

До конца текущего года будут разработаны подробные инструкции для услугополучателей и поставщиков по пользованию Порталом, а также проведены обучающие тренинги для сотрудников управлений и отделов занятости и социальных программ.

Администратором Портала является Министерство труда и социальной защиты населения, сопровождение будет осуществлять
АО «Центр развития трудовых ресурсов».

С 1 ноября 2019 года для пользователей портала будет работать callcenter по номеру 1411.

Реклама